90 лет МАДИ: глобальная цель — устойчивое развитие (ТСР № 166)

? | Андрей Владимирович, в 2020 году
МАДИ исполнилось 90 лет. С какими итога-
ми, достижениями вуз подошел к этой дате?
— Действительно, в декабре прошлого
года наш университет отметил свой 90-лет-
ний юбилей. Для коллектива вуза это собы-
тие не просто значимая дата в календаре и
большой праздник. МАДИ давно стал одним
из отечественных лидеров по созданию бес-
пилотных автомобилей, центром разработки
и внедрения инновационных систем диспет-
черизации пассажирского транспорта. Они,
кстати, уже успешно работают более чем в
60 субъектах РФ.
МАДИ известен как ведущий экспертный
центр в области дорожно-строительных ма-
териалов. Изыскание, проектирование, стро-
ительство дорог, мостов и тоннелей — эти за-
дачи ежедневно решают специалисты вуза.
Могу с гордостью сказать, что все амбици-
озные автодорожные проекты последнего
десятилетия, такие как, к примеру, Крымский
мост, создавались при непосредственном
участии конструкторов и технологов МАДИ.
? | Какие глобальные цели сегодня стоят
перед университетом?
— Большая часть стратегических целей,
которые ставит перед собой МАДИ, напря-
мую связаны с глобальными целями устой-
чивого развития. Это прежде всего сохране-
ние климата и обеспечение благоприятной
экологической обстановки. Тесно взаимо-
связано с данной темой обеспечение безо-
пасности человека, причем в самом широком
понимании. Это и безопасность водителей
на дороге, и безопасность пассажиров в са-
лонах транспортного средства, и, конечно,
безопасность пешеходов на улицах.
Еще одна важная задача — создание и
управление межрегиональными, междуна-
родными транспортными коридорами, обе-
спечение прослеживаемости и цифровой
управляемости транспортно-логистических
потоков. К примеру, перед специалистами
МАДИ сейчас стоит задача в рамках реа-
лизации национальных проектов «Наука и
образование», «Комплексный план модер-
низации и расширения магистральной ин-
фраструктуры» и «Безопасные и качествен-
ные автомобильные дороги» разработать
научные подходы и спроектировать сеть
автомагистралей принципиально нового
типа, я бы даже сказал, нового поколения.
Их фундаментом станут интеллектуальные
системы управления дорогами, необходимые
для обеспечения максимальной пропускной
способности при соблюдении требований
безопасности, экологичности и, что не менее
важно, комфортности перевозок. Это боль-
шая работа, которая требует цифровизации
всего жизненного цикла автомобильного
транспорта и дорожного хозяйства — циф-
рового проектирования, моделирования, про-
изводства, эксплуатации и техобслуживания,
диагностики, прогнозирования остаточного
ресурса и так далее. Лучшие силы МАДИ за-
нимаются разработками в этой сфере.
? | Каких результатов удалось достичь
на настоящий момент?
— МАДИ является одним из лидеров в соз-
дании беспилотных транспортных средств.
Наши автономные машины успешно участву-
ют во всех соревнованиях беспилотников.
К примеру, из пяти финалистов соревнова-
ний «Зимний город» в 2019 году два автомо-
биля были созданы при непосредственном
участии специалистов вуза, при этом одна
машина вышла на старт под брендом МАДИ.
Беспилотный автомобиль, созданный
на кафедре «Организация и безопасность
движения», успешно работает на территории
городской клинической больницы № 1 имени
Н. И. Пирогова. Он перевозит биоматериалы
из лечебных корпусов в лабораторию. Маши-
на выполняет роль автокурьера и помогает
персоналу экономить время, затрачиваемое
на транспортировку грузов.
Системы диспетчеризации перевозок, соз-
данные специалистами кафедры «Транспорт-
ная телематика», успешно внедрены во многих
субъектах России. Наши специалисты —
признанные эксперты в области мониторин-
га технического состояния мостовых соору-
жений. Они участвовали в исследовании и
оценке состояния более 700 мостов на тер-
ритории Москвы, России и стран СССР. Среди
них — такие уникальные мостовые сооруже-
ния, как Бородинский, Строгинский и Нага-
тинский мосты через Москву-реку, Рижская
и Русаковская эстакады в Москве, мостовые
сооружения в Череповце, Нижнем Новгороде,
Уральске, мосты через Волгу в Костроме и
Саратове, через Десну в Брянске, мост через
Амударью. Практически все автомобильные
тоннели Москвы также спроектированы при
участии выпускников и ученых МАДИ.
Одним из ведущих исследовательских
экспертных центров России в области транс-
портной логистики является НОЦ МАДИ
«Инновационные технологии в логистике».
Большие достижения есть у нас в области
совершенствования эксплуатации автомо-
бильной и дорожной техники, проведения
сертификационных испытаний, создания ги-
бридных и электрических машин. Все это —
лишь небольшой перечень того, что уже сде-
лано и является фундаментом для нашего
дальнейшего развития.
? | Какое влияние на образовательный
процесс оказывает участие МАДИ в между-
народных проектах?
— В настоящее время в наших стенах
учатся граждане стран Северной и Южной
Америки, Африки, Юго-Восточной Азии,
СНГ, арабского Востока. Традиционно наши
выпускники, возвращаясь на родину с ди-
пломом МАДИ, становятся крупными спе-
циалистами, занимают серьезные посты в
государственных и бизнес-структурах своих
стран.
МАДИ активно взаимодействует с научно-
образовательными и производственными
организациями более чем 80 стран мира,
успешно работает как базовый вуз стран
СНГ в области автомобильно-дорожного об-
разования. Вуз решает задачи как кадрового
обеспечения, так и научно-методического
сопровождения транспортно-дорожных ком-
плексов этих стран, пользуясь заслуженным
авторитетом у зарубежных коллег.
Университет является базовой органи-
зацией Международной ассоциации авто-
мобильно-дорожного образования. На базе
МАДИ действует международное отделение
инженерной педагогики, объединяющее ве-
дущие европейские и российские универ-
ситеты в решении проблем обеспечения
качественной подготовки научно-педагоги-
ческих кадров для высшего технического
образования.
Конечно, такая включенность вуза в меж-
дународную исследовательскую повестку
дает уникальную возможность симметрично-
го трансфера компетенций. Это в свою оче-
редь не только укрепляет международный
авторитет и конкурентоспособность МАДИ,
но и позволяет транслировать новые компе-
тенции в учебный процесс, осуществлять на
их базе инновационные разработки.
? | Какие меры предпринимает универ-
ситет для вовлечения студентов в науку?
— В МАДИ за десятилетия сложились и
успешно действуют много поистине уникаль-
ных научных школ. Они есть практически на
каждой кафедре и охватывают все ключевые
аспекты развития автомобильно-дорожной
сферы. Формирование научных школ не-
разрывно связано с работой с молодыми
исследователями, выращиванием будущих
ученых и конструкторов с первых курсов
университета.
Не так давно мы внедрили включение
студентов в состав сквозных проектных ко-
манд. Команды формируются из препода-
вателей и студентов разных направлений —
конструкторов, технологов, испытателей,
эксплуатационников, маркетологов, эконо-
мистов. Работая в команде, все они полу-
чают компетенции, связанные с решением
комплексных инженерных задач. На выходе
мы имеем реальные разработки и настоящее
практико-ориентированное обучение.
Совсем недавно университет выиграл
конкурс: приступил к созданию центра ав-
томобильно-дорожного инжиниринга. Его
основной специализацией станет разработка
цифровых интеллектуальных технологий для
строительно-дорожного комплекса, транс-
портного и сельскохозяйственного машино-
строения, а также проектирование уникаль-
ных транспортных объектов и систем, в том
числе для Арктики. Инжиниринговый центр
также будет привлекать к исследованиям и
разработкам студенческие научные группы.
Все это обеспечивает широкое вовлече-
ние молодежи в научные исследования и
разработки, преемственность в подготовке
интеллектуальной элиты для автомобильно-
дорожного комплекса страны.

Организация: | Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) |
---|---|
Отрасль: | Образование и наука |
Дата: | 2021-02-01 12:43:30 |
Автор: | Редакция |
Номер журнала: | 166 |
Спецпроект: | 55 ЛЕТ ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ Т. А. ГОЛИКОВОЙ |