Что изменит цифровизация в энергетической отрасли?
25 июня в «Экспофоруме» в рамках конгрессной программы Российского международного энергетического форума прошло пленарной заседание «Энергетика и цифровые технологии: приоритеты регуляторной политики, источники и объекты инвестиций».
В начале заседания модератор Юрий Станкевич, заместитель председателя Комитета по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей, предложил всем спикером коротко охарактеризовать те изменения, что произошли в энергетической отрасли за последние годы.
Так, по мнению, Александры Паниной, председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей энергии», изменения произошли глобальные:
— Многое из того, о чем мы лет 10—15 не могли подумать – произошло. Но главное, энергетика меняется эволюционно, а не революционно. Ко всем изменениям мы подходим постепенно.
— За 20 лет произошло многое. Можно завидовать самому себе, что мы являемся участниками этого процесса, — согласился Павел Шацкий, первый заместитель генерального директора ООО «Газпром энергохолдинг».
Впрочем, не все изменения к лучшему. Так, по словам Тагира Нигматулина, президента АО «РЭП Холдинг», за последние годы энергетика потеряла отечественное оборудование:
— Сейчас доля своего оборудования упала до 30—35%. Сейчас действует программа импортозамещения, и мы ожидаем изменения в сложившейся ситуации. Деньги должны оставаться в стране, – уверен Т. Нигматулин.
К большему динамизму призвал первый заместитель председателя Комитета по энергетике Госдумы РФ Сергей Есяков:
- Сейчас находиться в статичном положении нельзя. Ситуация в мировой энергетике такова, что для того, чтобы оставаться на месте надо двигаться. А для того чтобы идти впереди – бежать, – заявил С. Есяков.
По мнению Елены Медведевой, заместителя директора Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики Российской Федерации сейчас основная проблема в отрасли – это износ существующих мощностей. В период реформирования РАО был сделан уклон на развитие экономических взаимоотношений внутри отрасли, а технологии оставили на откуп самих субъектов и тех поставщиков, которые были иностранными. Сейчас ситуация должна меняться в том, числе и за счет цифровизации энергетики.
— За счет этого становится возможным создание производственных кластеров, которые будут формироваться на базе цифровых платформ под наиболее оптимальное решение для всех участников процесса. Это обеспечивается внедрением технологий в цепочку создания добавленной стоимости. В этом случае, ключевой технологией является технология «цифровой двойник», – объяснила Медведева.
По словам спикера, технология работает следующим образом: создается виртуальная копия того или иного фактического изделия, в которую фиксируются все данные материала и особенности конструкции. За счет технологии становится возможным сосредоточить основную долю изменений и затрат на стадии проектирования. Это позволяет сократить издержки, а также создавать высокотехнологичные изделия нового поколения в кратчайшие сроки.
— Производственные площадки должны быть готовы быстро и легко адаптироваться под любые заказы, а также реализовывать оборудование к операциям с энергокомпаниями. Это становится возможным при использовании комбинации технологий. В дальнейшем планируется, что энергокомпании на определенном этапе жизненного цикла изделий, будут участвовать в виртуальной фабрике, то есть технологические цепочки будут формироваться под запросы, – подчеркнула Елена Медведева.
Павел Шацкий, первый заместитель генерального директора ООО «Газпром энергохолдинг», отметил, что с 2015 года многое изменилось:
— Тогда, в разгар кризиса ждать чего-то от отрасли не стоило. И многое из того, что сейчас уже реализуется, в тот момент было далекими планами. Сейчас мы видим завершение программы договоров на поставку мощностей (ДПМ) – она завершилась в текущем году. Сейчас мы видим, как стартует ДПМ-2 – программа модернизации с инвестициями в 1,5 триллиона рублей, –рассказал Шацкий.
— Каждому десятилетию нужен свой лозунг, – считает Тагир Нигматулин, президент АО «РЭП Холдинг». В пятидесятые была кибернетика, в 80-е – станки ЧПУ, роботехника. Сейчас цифровизация – мы собираем большое количество данных, которые можем обрабатывать и получать решения. Но решения нужно не только получать, но и применять. Мы – огромная страна, и мы не можем создавать большое количество норм и правил. Надо вводить единые требования от заказчиков, что позволит сэкономить производителям оборудования. Нет норм и правил проектирования. Нет стандартов. Я должен подстраиваться под каждого заказчика, а это большие трудозатраты, что сказывается на себестоимости продукции. Нужна четкая и понятная техническая политика, единые требования, единые договора. Их должно генерировать министерство, – полагает спикер.
Кроме этого, общемировая проблема – это потеря производственников.
- Основная сложность производства — нет рабочих, нет инженеров. Приходится роботизировать. А это удорожает производство. Производство и наука остались только в Китае, — сокрушается Тагир Нигматулин.
Как считает заместитель Председателя Правления ОАО «СО ЕЭС» Федор Опадчий, сейчас одна из проблем цифровизации в том, что стоимость IT-решений критически быстро снижается.
— Цифровизация настолько снижает время и затраты, что мы приходим к регулированию системы в режиме реального времени. Имеющиеся сегодня инструменты рынка электроэнергии и мощности, полностью обеспечивают оптимальную загрузку мощностей при покрытии спроса на электроэнергию в разрезе каждого часа. При этом инструментов, обеспечивающих оптимизацию суточной неравномерности графика потребления, в ЕЭС недостаточно. Нужен выпуск национальных стандартов. Надеюсь, они скоро будут приняты, – говорит эксперт.
Александра Панина, председатель Наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей энергии», считает, что цифровизация увеличивает конкуренцию, позволяет снять многие барьеры.
— В то же время цифровизация это некий хайп, под которым каждый понимает свое — кто-то улучшение управления, и так далее. Сейчас даже появился термин уберизация ТЭК. Хотя он был уберирован еще до того, как появился Uber, — говорит Панина.
— Цифровизация — это необходимый ресурс для развития отрасли. Он позволяет высвобождать инвестиции, которые можно использовать на другие цели, — уверена Елена Медведева, Заместитель директора Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики Российской Федерации. В качестве примера успешной цифровизации она привела две платформы, действующие в Ленинградской и Московской областях, которые автоматизируют получения условий на присоединение.
Но велик и риск бездумной цифровизации.
— У нас сейчас нет собственной элементной базы при цифровизации. Это большой риск того, что там есть закладки. Это несет большой риск киберопасности. Необходимо замена всей базы. Проблема и в нехватке специалистов, — говорит Тагир Нигматулин.
Завершилось пленарное заседание на позитивной ноте — награждением лауреатов «Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие топливно-энергетической и добывающей отрасли», который проводило Министерство энергетики Российской Федерации.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.