Меню

ТСР. Тренды. События. Рынки. Федеральный деловой журнал

06.04.2018 14:12 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Выставочный протекционизм в интересах отрасли

Нефтегазовый комплекс России традиционно отвечает не только за энергетическую безопасность, но и за финансовую стабильность в стране. Сейчас отрасль переживает непростые времена. Относительно новыми вызовами стали снижение цен на углеводородное сырье и внешнее санкционное давление. Между тем, объективное ухудшение минерально-сырьевой базы требует внедрения инновационных технологий и расширения географии нефтегазодобычи. Причем, в режиме максимальной коммерческой эффективности – экономия затрат сегодня уже не лозунг, а насущная необходимость.

Нефтегазовый комплекс России традиционно отвечает не только за энергетическую безопасность, но и за финансовую стабильность в стране. Сейчас отрасль переживает непростые времена. Относительно новыми вызовами стали снижение цен на углеводородное сырье и внешнее санкционное давление. Между тем, объективное ухудшение минерально-сырьевой базы требует внедрения инновационных технологий и расширения географии нефтегазодобычи. Причем, в режиме максимальной коммерческой эффективности – экономия затрат сегодня уже не лозунг, а насущная необходимость.

Возрастает роль информационного обмена. Добывающим и перерабатывающим углеводородное сырье компаниям нужны актуальные сведения об инновационных технологиях – отечественных и доступных импортных, о потенциальных поставщиках и подрядчиках, действующих на рынке. Производителям оборудования и инжиниринговым компаниям важно оперативно – желательно из первых рук – получать достоверную информацию о потребностях компаний нефтегазового сектора.

При всем обилии современных средств коммуникации, ничего лучше и эффективнее непосредственного профессионального общения так и не появилось. Отраслевые выставки – уникальный инструмент деловых коммуникаций. Специализированных выставок проводится немало, зачастую их тематика фокусируется на конкретных направлениях, представляющих интерес для специалистов узкого профиля. Особую роль играют выставки общеотраслевые – здесь важен эффект масштаба: чем больше участников, чем больше сегментов, тем четче просматривается общая картина, тем больше впечатлений и тем больше шансов установить полезные деловые связи.

Экспоненты на распутье

Несколько поколений профессионалов выросло с ясным представлением о том, что главной площадкой для делового общения является столичный «Экспоцентр» на Красной Пресне, куда в июне съезжаются на крупнейшую отраслевую выставку представители нефтегазовых и связанных с ними деловыми интересами компаний других отраслей со всей России и множества зарубежных стран. Организаторы выставок чередовались, но место и время встречи десятилетиями оставалось неизменным.

Как ни парадоксально, именно сейчас, когда особенно важно сконцентрироваться и усилить возможности единой отраслевой коммуникационной площадки, произошло размежевание. Оба основных оператора, которые раньше проводили выставки поочередно – через год, решили перейти на ежегодный режим проведения мероприятий. При этом старейшая отраслевая выставка «Нефтегаз» осталась на площадях своего оператора – «Экспоцентра», но стала весенней, а выставка MIOGE, управляемая британской компанией ITE, перебралась в МВЦ «Крокус Экспо».

Конкуренция, конечно, дело хорошее. Но не за счет размежевания. Надо признать, что сложившаяся ситуация не отвечает практическим интересам отрасли. Сегодня у нее не осталось ни единой площадки, ни общих для всех дат полномасштабного профессионального общения.

Сегодня обе выставки позиционируют себя в качестве стержневых для отрасли площадок с широким охватом аудитории. А экспоненты оказались перед трудным и заведомо проигрышным выбором: какой из выставок отдать предпочтение, если в любом случае добрая половина целевой аудитории выберет альтернативную площадку?

Профессиональному сообществу необходима базовая, стрежневая коммуникативная площадка. Это очевидно. И именно этот прагматический интерес должен ставиться во главу угла. Федеральные органы власти, флагманские компании отрасли должны сказать здесь свое решительное слово: какая из конкурирующих выставочно-дискуссионных площадок будет считаться базовой.

Такой определенности ждут в профессиональной среде. Обе выставки получают равноценные приветственные письма со словами поддержки и одобрения, включаются в официальные планы приоритетных мероприятий.Но тот ли это случай, когда уместно демонстрировать толерантность? Справедливо ли ставить знак равенства между национальной выставкой с 40-летней биографией и ее аналогом, организуемым частной иностранной компанией, удачно построившей свой бизнес на обломках советской империи? В чем смысл сложившегося де-факто двоевластия?

На два не делится

Приятно считать, что выставка «Нефтегаз» концентрирует внимание на российском рынке, особенно тесно взаимодействуя с отечественными компаниями, чья продукция предназначена для нефтегазового сектора. Предполагается, что другая выставка – MIOGE – особенно тщательно и успешно работает в плане формирования делового интереса к российскому нефтегазовому сектору со стороны иностранных компаний.

Возможно, когда-то так и было. Но в современных реалиях ситуация совершенно иная. И разговоры об уникальной притягательной силе MIOGE для иностранных поставщиков и производителей оборудования и технологий для нефтегазового сектора – не более чем миф.

В 2017 году на MIOGE в качестве экспонентов были представлены 188 иностранных компаний, а на выставке «Нефтегаз» — 229.

Показательно, что самой представительной зарубежной делегацией на MIOGE-2017 была отнюдь не европейская, а китайская. Доля компаний из Поднебесной в составе иностранных экспозиций превысила 46%. Компании из Западной Европы (как принято считать, главной зарубежной аудитории MIOGE) были представлены довольно скромно – порядка 9% от общего числа экспонентов.

Исходя из современной динамики российско-китайского сотрудничества в нефтегазовой сфере, крепнущего доверия и взаимного интереса в двусторонних отношениях, можно предположить, что роль британского посредника является отнюдь не ключевой в формировании столь ярко выраженного восточного вектора в технологическом нефтегазовом диалоге российских и китайских специалистов.

Британская компания ITE была создана в 1991 году с прицелом на рынок переживающего распад СССР. С 1993 года компания проводит в Москве нефтегазовую выставку MIOGE. По тем временам, когда отсутствовали нормальные средства связи, одно уже наличие офиса в Лондоне было серьезным преимуществом – проще было вести диалог с потенциальными иностранными экспонентами российской выставки.

Сейчас ситуация кардинально изменилась. «Экспоцентр», который проводит международные нефтегазовые выставки с 1978 года, довольно быстро преодолел трудности перехода на рыночные рельсы, характерные в 1990-е годы для всей нашей экономики, и уверенно нарабатывает авторитет, в том числе и в плане общения с иностранными экспонентами.

По данным общероссийского рейтинга выставок ExpoRating за 2015-2016 годы (более свежие сведения не публиковались), «Нефтегаз» превосходит MIOGE по целому ряду ключевых показателей. У «Нефтегаза» больше выставочная площадь (20,14 тыс. м2 против 19,1 тыс. м2 у MIOGE), шире охват рынка (662 экспонента против 652) и больший интерес со стороны посетителей—специалистов (18,7 тыс. против 17,2). Кроме того одновременно с выставкой «Нефтегаз» проходит Национальной нефтегазовый форум, безусловно ключевое деловое мероприятие отрасли.

Обе выставки отмечены почетными знаками UFI – Всемирной ассоциации выставочной индустрии, то есть они являются признанными деловыми мероприятиями высокого класса. Каждая из них прошла свой достойный путь и, разумеется, имеет право на жизнь.

Вопрос в другом – выставок может быть как угодно много, но главной площадкой может считаться только одна. В нынешних наших реалиях выбор приоритетной площадки не представляется сложным: все сомнений, это должна быть выставка, организуемая национальным оператором. Ему и должна оказываться всемерная поддержка. Было бы странно (да и рискованно) отдать предпочтение оператору, представляющему страну, чьи власти откровенно недоброжелательно настроены к России.

В условиях, когда официальный Лондон призывает свой бизнес бойкотировать Петербургский международный экономический форум, а Правительство Великобритании игнорировать Чемпионат мира по футболу в России, нам вряд ли стоит заниматься протекционизмом в пользу британской ITE в надежде, что она поможет нашей нефтегазовой отрасли развивать деловые международные контакты. Нужно больше опираться на собственные силы и возможности. А они у нас есть. И в интересах нашего общего дела стоило бы приложить усилия к реализации системной программе импортозамещения в конгрессно-выставочной деятельности.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.