Меню

ТСР. Тренды. События. Рынки. Федеральный деловой журнал

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6-7 (147-148) от 15.07.2019 г.

Наука и практика МАДИ

Геннадий КУСТАРЁВ, и. о. ректора МАДИ

Научные достижения и практические разработки Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) — одного из крупнейших вузов России — являются неотъемлемой частью развития транспортной отрасли страны и всецело направлены на реализацию Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Основными направлениями научно-практической деятельности МАДИ являются:

• комплексная оценка транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог на основе разработанного современного высокотехнологичного оборудования;

• внедрение эффективных дорожно-строительных материалов, инновационных технологий стабилизации грунтов, укрепления оснований дорожных одежд, устройства высококачественных автомобильных дорог;

• внедрение эффективных технологий и отечественного комплекса дорожно-строительных машин при реконструкции и строительстве автомобильных дорог;

• разработка автоматизированной системы весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах;

• создание беспилотного автомобиля и транспортной инфраструктуры в рамках программы AutoNET.

В целях реализации указов Президента РФ по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог до 2024 года и выполнения программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в МАДИ ведутся научно-практические разработки, направленные на создание системы испытаний и экспертной оценки обеспечения безопасности дорожного движения с использованием элементов дорожного обустройства (дорожные ограждения безопасности, опоры освещения, акустические панели и так далее). Приоритетными являются два направления, полностью позволяющие решить эти задачи:

• создание и развитие методов и системы виртуальных симуляционных испытаний элементов дорожного обустройства;

• создание на базе учебно-исследовательского центра МАДИ (УИЦ МАДИ) уникальной научной установки для натурных испытаний элементов дорожного обустройства согласно ТР ТС 011/2014 «Безопасность автомобильных дорог».

Лаборатории

Дорожная лаборатория «Автомобильно-дорожный сканер (АДС-МАДИ®)» в ходе обследования на скорости до 60 километров в час обеспечивает фиксацию продольной ровности покрытия, дефектов (трещин, выбоин и так далее) на покрытии с оценкой их количественных и качественных показателей; фиксацию поперечной ровности покрытия; привязку всех получаемых данных к глобальной системе координат (GPS/ГЛОНАСС) и другое.

Скоростная дорожная лаборатория с высокоточными профилометрическими установками ДПП (динамический преобразователь профиля) предназначена для записи микропрофиля и оценки продольной ровности автомобильных дорог. Лаборатория оснащена тремя независимыми профилометрическими системами на основе медленного маятника, датчиков ускорений и лазерных дальномеров, что обеспечивает высокую надежность результатов.

Лаборатория дорожной видеосъемки ДВС-4ИК осуществляет разработку проектов разметки, дислокации дорожных знаков; инвентаризацию, диагностику, мониторинг состояния дорожных объектов; наполнение детальной информацией геоинформационных систем и баз данных.

Тренды в одежде для дорог

Сероасфальтобетонные смеси и серо-асфальтобетоны для устройства дорожных одежд характеризуются повышенной колееустойчивостью, сдвигоустойчивостью, трещиноустойчивостью, износостойкостью. Разработаны и утверждены Росстандартом России предварительные национальные стандарты ПНСТ 191-2017 и ПНСТ 192-2017.

Серобетонные смеси и серобетон применяются для возведения сооружений и конструкций, эксплуатируемых в условиях агрессивных сред и знакопеременных температур, обеспечивают набор проектной прочности в течение суток.

В городе Астрахани при участии МАДИ введена в эксплуатацию установка по производству модифицированной серы марок «Сульфотекс-АБ» и «Сульфотекс-СБ» производительностью 15 тысяч тонн в год.

Холодные битумоминеральные смеси предназначены для организации оперативного (аварийного) ремонта дорожных покрытий.

Также в МАДИ разработана безобжиговая технология устройства оснований дорожных одежд из отвального фосфогипса (фосфогипс дигидрат). Применение фосфогипса дигидрата в качестве местного материала для строительства земляного полотна и оснований автомобильных дорог позволит утилизиро-вать имеющиеся существенные запасы фосфогипса, снизить стоимость строительства дорог и продлить межремонтные сроки за счет улучшения качественных показателей свойств.


НИИ Механики и проблем качества МАДИ при участии кафедры строительной механики университета совместно с ведущими производителями дорожных ограждений (при поддержке ФДА «Росавтодор», ГК «Автодор» и ОАО «Северсталь-метиз») разработаны и внедрены дорожные тросовые ограждения. После установки таких ограждений отмечается значительное (до 99%) повышение пассивной безопасности на дорогах, что подтверждено статистикой ГИБДД


Формируя цифровую экономику РФ

Научно-педагогическим коллективом МАДИ выполняются научные исследования и разработки (ПНИР) в области автомобильного, городского пассажирского и грузового транспорта и дорожного хозяйства, которые направлены на создание технического и технологического базиса цифровой экономики.

В частности:

• разработка теоретических основ интеллектуальных транспортных систем (ИТС) и их практическая реализация;

• разработка и внедрение систем автоматизированного управления дорожно-строительными машинами (САУ ДСМ);

• создание беспилотного автомобиля в рамках программы AutoNET;

• повышение энергоэффективности транспортных средств (ТС), строительно-дорожной техники и транспортных технологий на основе традиционного топлива и новых источников энергии;

• разработка методологических и практических основ информационного моделирования (BIM-технологии) автомобильных дорог в процессе их жизненного цикла.

BIM-технологии предполагают создание информационных моделей на разных этапах жизни объекта.

Информационная модель на этапе технико-экономического обоснования проекта позволяет максимально эффективно проработать множество вариантов прохождения будущей дороги, оценить ее влияние на прилегающие территории. Информационная модель на этапе проектирования — формирование проектной модели дороги — полноценной 3D-модели, детально описывающей конструктивное решение. Информационная модель на этапе строительства непосредственно используется для управления роботизированной дорожной техникой (грейдеры, укладчики), обеспечивая высокоточное воспроизведение слоев укладки грунта и дорожной одежды. Информационная модель на этапе эксплуатации традиционно создается и поддерживается посредством геоинформационных систем (ГИС). ГИС позволяет оперативно решать задачи эксплуатации объектов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

10