Меню

ТСР. Тренды. События. Рынки. Федеральный деловой журнал

24.12.2019 19:21 Вторник
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ЛУКОЙЛ обеспечил себя современными технологиями

Морская ледостойкая платформа. Месторождение им. Ю. Корчагина

Доля трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) на сегодняшний день уже достигла 60% от общих промышленных запасов в РФ. Традиционные месторождения истощаются, недропользователям приходится идти в новые регионы, где зачастую недостаточно развита инфраструктура.

Эти факторы, а также санкции США и ЕС в отношении в российского ТЭК плюс растущее налоговое бремя значительно осложняют деятельность нефтяных компаний РФ. Рост производства замедляется, а в ряде регионов, таких как Западная Сибирь, добыча падает. Проблемы можно частично решить за счет современных технологий собственной разработки, которые позволяют повышать нефтеотдачу пластов (коэффициент извлечения нефти, КИН).

Компании «ЛУКОЙЛ» при помощи собственных технологических решений уже в течение нескольких лет удается получать дополнительные объемы нефти, наращивая добычу. Генеральный директор научно-проектного комплекса «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» Вадим Воеводкин говорит, что около 27% (21,7 млн тонн в год) добычи материнской компании обеспечено именно мероприятиями по повышению КИН.

На сегодняшний день у ЛУКОЙЛ-Инжиниринг более 170 актуальных запатентованных технологий и ноу-хау (в их числе 146 патентов на изобретения). Около 25% испытанных технологий в дальнейшем переходят в промышленное использование, что является самым высоким показателем среди нефтяных компаний мира. При этом в 2018 году 14% освоенных ЛИ технологий приобрели другие компании.

ЛУКОЙЛ-Инжиниринг вообще активно сотрудничает с другими российскими компаниями, такими как «Газпром нефть НТЦ» (по вопросам добычи ТРИЗ) и «Татнефть» (проектное управление, моделирование и современные технологии сейсморазведки). Что касается трудноизвлекаемых запасов, в этой сфере ЛУКОЙЛ-Инжиниринг также работает с научно-техническим полигоном ЛУКОЙЛа ООО «РИТЭК», а с Московским физико-техническим институтом ЛИ сотрудничает в сфере проектирования и сопровождения гидроразрыва пласта. Кроме того, идет совместная работа со Сколковским институтом науки и технологий в области специальных и уникальных лабораторных исследований. По словам Воеводкина, именно специалисты ЛУКОЙЛ-Инжиниринг ставили ключевые задачи для лабораторных исследований на базе СКОЛТЕХа в области воздействия на объектах ЛУКОЙЛа, связанных с ТРИЗ.

«Те технологии, которые к нам приходят со стороны, и те технологии, которые мы разрабатываем сами, проходят опытно-промышленную работу, — пояснил В. Воеводкин. — По итогам 2018 года испытывалось 128 технологий, а в этом году мы планируем испытать уже 167».

О методах извлечения ТРИЗ

ЛУКОЙЛ активно занимается трудноизвлекаемыми запасами, за пять лет только в научные исследования по ТРИЗ компания инвестировала более 1 млрд рублей. В частности, для добычи ТРИЗ ЛУКОЙЛ применяет метод бурения боковых стволов на уже действующих скважинах.

«В 2018 году за счет бурения 210 боковых стволов было добыто более 5,7 млн тонн нефти. Наиболее активно данная технология применяется в Западной Сибири», — говорит В. Воеводкин.

Помимо многоствольного бурения, ЛУКОЙЛ в Западной Сибири применяет такие технологии, как многозонный гидроразрыв пласта и различные модификации изоляционных работ, позволяющих добывать нефть на обводненных скважинах. Кроме того, компания снижает затраты на добычу на низкодебитных (не более 5–10 тонн в сутки) месторождениях за счет строительства скважин с малым диаметром, что позволяет снизить стоимость на 25–30%.

ЛУКОЙЛу уже удалось замедлить падение добычи на западносибирских месторождениях: если до 2016 года снижение производства в Западной Сибири достигало 7,2% год к году, то в 2018-м по сравнению с 2017 годом падение составило только 3,4%. По итогам 2019 года ЛУКОЙЛ намерен уменьшить темпы снижения добычи до 1,5—2,2%, а с 2020-го — полностью остановить падение и выйти на рост производства.

Еще один пример современных технологий – шахтная добыча с использованием SAGD (метод парогравитационного дренажа), применяемая ЛУКОЙЛом на Ярегском месторождении высоковязкой нефти в Республике Коми. С помощью технологии SAGD стало возможным введение в эксплуатацию новых участков месторождения, что позволило восстановить добычу на более чем 1 млн тонн нефти в год.

Технологии добычи для шельфовых проектов

ЛУКОЙЛ-Инжиниринг также занимается проектированием разработки шельфовых месторождений на Каспии и Балтике. В мае 2019 года было запущено месторождение D41 в Балтийском море. Всего ЛУКОЙЛ открыл на шельфе Балтики три месторождения. На Каспии ЛУКОЙЛ работает на месторождениях им. Ю. Корчагина и В. Филановского и готовится запустить на каспийском шельфе Ракушечное месторождение и месторождение им. Ю. Кувыкина.

Что касается последнего, ЛУКОЙЛ-Инжиниринг разрабатывает оптимальную технологию добычи и переработки сероводородсодержащего газа. В частности, речь идет о технологиях разделения потоков газа с разным содержанием сероводорода. Кроме того, рассматриваются варианты газодобычи без прямого участия человека, с помощью дистанционной системы управления.

В целом на шельфе применяются уникальные технологии заканчивания скважин, позволяющие управлять притоком в режиме реального времени и минимизировать геологические риски, а также интеллектуальные модели месторождений. В декабре 2018 года на Каспии впервые на месторождениях компании было внедрено новейшее оборудование интеллектуального закачивания – электроуправляемые станции дистанционного мониторинга и управления притоком, позволяющие задействовать неограниченное количество зон.

«Внедряя подход интеллектуализации скважин, с увязкой с инструментами моделирования мы получаем синергетический эффект в виде планирования добычи с учетом реального потенциала каждой скважины, снижения простоев скважин, за счет мгновенного реагирования на остановку скважин, а в большинстве случаев мы заранее знаем, когда скважина остановится, заблаговременно готовим мероприятия по предотвращению остановки, тем самым влияем на повышение эффективности процесса добычи нефти», — говорит Вадим Воеводкин.

Несмотря на то, что «умная» скважина требует больших затрат, их перекрывает прибыль, полученная за счет качественно выстроенного процесса управления добычей в онлайн-режиме, с учетом реального потенциала каждой конкретной скважины. На месторождениях, где внедрен комплексный подход на базе интегрированного моделирования, затраты в среднем снизились на 10% на скважину, тогда как добыча выросла на 2,4%.

Изучение бажена

Еще одним важнейшим проектом ЛУКОЙЛа является разработка баженовских отложений, научным сопровождением которых занимается ЛУКОЙЛ-Инжиниринг. По словам В. Воеводкина, компания существенно продвинулась в изучении строения и свойств бажена: созданы оперативные геолого-гидродинамические модели, на основе которых и производится сейчас бурение.

Благодаря проводимым лабораторным исследованиям удалось подтвердить возможность получения синтетических углеводородов и определить условия их получения. Кроме того, проводятся опытно-промышленные работы по отработке технологии термогазового воздействия и такие лабораторные исследования, как расширенный геохимический анализ нефтей и кернового материала (пиролиз, изотопные исследования), геомеханические исследования керна при пластовых условиях, исследования методом ядерно-магнитного резонанса, томографические исследования керна, растровая электронная микроскопия, специальные литологические исследования.

О подготовке новых кадров

ЛУКОЙЛ-Инжиниринг готовится и к будущим вызовам, заранее работая над перспективными направлениями и готовя новые кадры. Еще в 2017 году на базе ЦСИ были сформированы специальные рабочие группы из специалистов, участвующих в производственных проектах с привлечением МГУ, а также вовлеченных в академическую и образовательную деятельность.

В частности, в 2018—2019 годах рабочие группы занимались такими проектами, как специализированная переинтерпретация сейсмических материалов 3D на Ярейюском месторождении; 4D-мониторинг для сопровождения разработки Ярегского месторождения; экспертиза методики и выполнения геохимической донной съемки в пределах участка Trident (Румыния) на шельфе Черного моря; изучение современного состояния нефтяных систем Баренцевоморского нефтегазоносного бассейна путем оценки признаков наличия термогенных углеводородов в донных осадках.

В аспирантуре МГУ обучаются около десятка человек, ежегодно несколько студентов МГУ старших курсов проходят стажировки и производственные практики в ЛУКОЙЛ-Инжиниринг.

«Тесное взаимодействие в академической сфере дает ЛУКОЙЛ-Инжиниринг возможность постоянно пополнять коллектив молодыми кадрами, по статистике, примерно половина сотрудников ЦСИ являются выпускниками МГУ», — отмечает В. Воеводкин.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.