Меню

ТСР. Тренды. События. Рынки. Федеральный деловой журнал

12.05.2014 14:37 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 04 (87) от 24.04.2014 г.

«Мосгипротранс» — генеральный проектировщик БАМа

Проведение авторского надзора. 70-е годы
ОАО «Мосгипротранс» — один из крупнейших в России специализированных институтов по изысканиям и проектированию транспортных объектов. Специалисты организации разрабатывают комплексные проекты строительства железных и автомобильных дорог, вторых путей, железнодорожных станций и узлов, вокзалов, объектов вагонного и локомотивного хозяйства, гражданских, производственных и коммунальных зданий, устройств водоснабжения, энергоснабжения, связи, сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). «Мосгипротранс» является генеральным проектировщиком БАМа, строительство которого началось в 30 е годы прошлого века.

Начало строительства

К изысканиям и проектированию БАМа приступили в 1932 году во исполнение Постановления СНК СССР и ЦК ВКПб силами нескольких экспедиций АН СССР и НКПС, одна из которых — «Вост­изжелдор», работавшая на восточной части магистрали, — была создана на базе экспедиции «Мэтизжелдор», родоначальницы «Мосгипротранса». В 1933 году «Востизжелдор» был передан из НКПС в БАМлаг ОГПУ, и до 1954 года изыскания, проектирование и строительство БАМа велись силами ГУЛАГа НКВД. В этот период в сводном проекте БАМа (Бампроект, 1945 год) было определено основное направление магистрали. Начальным пунктом была принята станция Тайшет Транссибирской железнодорожной магистрали, а конечным — Советская Гавань на берегу Татарского пролива. Промежуточными пунктами определились Усть­Кут, Северная оконечность Байкала, Чарская впадина, Тында, Ургал и Комсомольск­на­Амуре.

Особенностью этого периода было применение аэрофотосъемки и аэровизуальных обследований вариантов трассы, что позволяло охватить и изучить полосу местности шириной порядка200 километрови более.

Это послужило надежной основой для выбора оптимального направления магистрали, а на головных участках помогло выбрать наилучшее положение ее трассы.

Позднее, в 50‑е годы, было законче­­но строительство участков БАМа Тай­шет — Усть­Кут (Лена) — на западе (протяженностью720 километров) и Комсомольск­на­Амуре — Советская Гавань — на востоке (протяженностью более450 километров), в стадии строительства находился участок Дуки (Березовка) — Комсомольск протяженностью около200 километров; было начато строительство выхода со станции Тында на восток.

Во время Отечественной войны рельсы с ветви БАМ — Тында были сняты и использованы для нужд прифронтовых линий. В 1954 году все работы по БАМу были прекращены.

Первая волна

В 1967 году в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС «Мосгипротранс» вновь приступил к изысканиям и проектированию БАМа. Постановление регламентировало изыскательские и проектные работы по непостроенной части магистрали, а именно от Усть­Кута (Лены) до Комсомольска­на­Амуре, общей протяженностью более3 100 километров.

Необходимость повторных изысканий и разработки нового проекта была вызвана рядом причин: техническим прогрессом на железнодорожном транспорте (новые виды тяги поездов, систем энергоснабжения, СЦБ и связи), резко увеличенным расчетным грузооборотом, вызвавшим изменение мест размещения раздельных пунктов, уточнением геологических условий с учетом сейсмичности, а также принципиальным изменением местных условий в связи с образованием водохранилища Зейской ГЭС. Все это повлекло за собой необходимость коренного пересмотра проекта магистрали. Потребовалась также проверка целесообразности сохранения генерального направления магистрали.

Решением Министерства транспортного строительства СССР Генеральным проектировщиком БАМа был назначен «Мосгипротранс».

На участке Тында — Ургал, где «Мосгипротранс» выполнял проектно­изыскательские работы собственными силами, в 1967 году были организованы две экспедиции: Зейская с базой в поселке Тындинский Амурской области и Селемджинская с базой в поселке Ургал Хабаровского края.

В последующие годы организовывались и действовали в зависимости от ежегодных планов работ, связанных с отпускаемыми средствами, целый ряд экспедиций с дислокацией их баз в городе Зея, поселках Тындинский и Ургал.

В тот период полевые работы включали в себя: наземное геодезическое обо­снование маршрутов аэрофотосъем­ки, собственно аэрофотосъемку, гидрологические, гидрогеологические и инженерно­геологические обследования для предварительной оценки водных режимов, грунтовых и мерзлотных условий в районах вариантов прохождения трассы.

Второй этап строительства

С 1974 года «Мосгипротранс» широко развернул полевые изыскательские работы по выбранному направлению для разработки технического проекта и выдачи рабочей документации на строительство магистрали.

Для выполнения функций генерального проектировщика была создана группа из высококвалифицированных специалистов института — группа БАМ.

Группой БАМ с привлечением профильных специалистов «Мосгипро­транса» и институтов Минтрансстроя, МПС, а также высших учебных заведений были разработаны основополагающие документы для производства изысканий и проектирования БАМа — Основные технические решения, общие для всей магистрали. В данных решениях было подтверждено ранее принятое генеральное направление магистрали и выявлена необходимость рассмотрения уже на последующих стадиях изысканий и проектирования ряда местных, порой весьма протяженных вариантов. Также были приняты решения по административному делению, организации движения и тяговому обслуживанию магистрали, сортировочной работе станций, схемам связи и электроснабжения, размещению поселков железнодорожников, принципиальной схеме организации строительства с определением состава и размещения предприятий производственной базы строительства.

Одновременно были рассмотрены основные принципы конструирования проектируемых сооружений и устройств объектов БАМа.

Общее число институтов и проектных организаций, участвовавших в процессе проектирования и научных разработках отдельных вопросов для БАМа, превышало 150.

Собственно экспедициями «Мосгипротранса» из 3 108 километров общего протяжения БАМа изыскано и запроектировано975 километровна участке Тында — Ургал. Трасса здесь проходит по холмисто­увалистой и местами равнинной местности с широким распространением мари и отдельными грядами невысоких гор, прорезанной многочисленными водотоками, среди которых выделяются реки: Зея, Селемджа, Нора, Гилюй, Утугай, Мульмуга, Бурея и другие.

Образование Зейского водохранилища и ряд других факторов коренным образом повлияли на положение трассы магистрали. От ее прежнего положения (по проекту 1945 года) пришлось полностью отказаться. Был найден ряд новых удачных решений по выбору направления трассы магистрали.

Проектирование всех сооружений и устройств (земляное полотно, искусственные сооружения, здания, инженерные сети) велось в зависимости от особенностей грунта и характера мерзлоты с учетом возможности ее сохранения или деградации в процессе эксплуатации.

Разработка комплексного технического проекта участка Тында — Ургал была завершена в 1975 году с последующим его рассмотрением МПС и Госстроем СССР и утверждением Советом Министров СССР с высокой оценкой.

Другие работы предприятия

Параллельно с проектированием БАМа «Мосгипротранс» вел проектно­изыскательские работы на Амуро­Якутской железнодорожной магистрали (АЯМ).

В эти же годы «Мосгипротранс» подготовил технико­экономический доклад строительства новой железнодорожной линии Комсомольск­на­Амуре — Ноглики для соединения материка с островом Сахалин тоннелем под Татарским проливом. Эта линия рассматривалась как первый участок Трансконтинентальной магистрали, соединяющей Европу с Японскими островами.

В период 2000–2002 годов «Мосгипротранс» проводил изыскания, разработку проекта и рабочих чертежей для строительства новой железнодорожной ли­­нии протяженностью320 километровот станции Улак Дальневосточной железной дороги на север, через Становой хребет к Эльгинскому месторождению углей в Якутии. Для составления топографических планов впервые в стране была применена аэросъемка местности лазерным сканером, которая велась с использованием космической навигации. Космические навигаторы широко применялись и при производстве инженерно­геологических работ, в том числе буровых.

Сегодня эти технологии усовершенствованы и обеспечены самым современным оборудованием. ОАО «Мосгипротранс» постоянно работает над внедрением в проекты новейших достижений науки и техники. Активно участвует в программах ОАО «РЖД» по использованию современных систем связи, средств железнодорожной автоматики и телемеханики, обновлению систем энергосбережения и электрификации, выполняя более трети общего объема проектных работ.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.