Меню

ТСР. Тренды. События. Рынки. Федеральный деловой журнал

12.05.2014 14:56 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 04 (87) от 24.04.2014 г.

Байкало-Амурская магистраль — дорога к светлому будущему или только страница истории?

Автор: Людмила МИРКУТОВА
пресс­служба губернатора Забайкальского края
Константин ИЛЬКОВСКИЙ, губернатор Забайкальского края
В 2014 году Байкало-Амурская магистраль отмечает двойной юбилей: 40 летие начала великой стройки и 30 летие ее завершения. В 1974 году принято постановление ЦК КПСС о строительстве БАМа, а 29 сентября 1984 года на разъезде Балбухта Читинской области (ныне Забайкальский край) произошла техническая стыковка западного и восточного участков пути. За десять лет возведения Байкало-Амурской магистрали появилось свыше четырех тысяч мостов, тоннелей и труб через реки и водостоки, уложено почти пять тысяч километров главных и станционных путей, построены десятки железнодорожных станций, более 600 тысяч квадратных метров жилья, открыты новые школы, больницы, детские сады и ясли.

БАМ сегодня

Поскольку одной из основных задач стратегии развития Забайкалья до 2030 года определено создание горно­металлургического кластера, Байкало­Амурская магистраль при­звана обеспечить доступ к богатым месторождениям северных районов края. На Забайкальском участке БАМа ведется освоение таких месторождений полезных ископаемых, как Удоканское месторождение меди, Апсатское месторождение коксующихся углей, Чинейское месторождение титаномагнетитовых ванадийсодержащих руд, Катугинское месторождение тантала, ниобия, редких металлов, Голевское месторождение алюминий‑калиевых руд и других.

Богатые недра

Запасы Удоканского месторождения со­ставляют 25,7 миллиона тонн меди. В 2010 году Роснедра предоставили лицензию на освоение месторождения ООО «Байкальская горная компания». Проект по освоению, представленный компанией, предполагает создание комплекса по добыче медной руды до 36 миллионов тонн, 474 тысяч тонн катодной меди, 277 тонн серебра в год.

Общая стоимость проекта достигает порядка 5,6 миллиарда долларов (в ценах второй половины 2013 года), планируемый срок реализации — шесть лет, на седьмой год с начала базового проектирования предприятие сможет выйти на полную мощность.

В настоящее время Байкальской горной компанией ведутся подготовительные работы к освоению Удоканского месторождения. В соответствии с условиями пользования недрами, промышленная добыча и переработка руды с получением в качестве конечной продукции катодной меди должна быть начата не позднее середины 2017 года.

Чинейское месторождение — крупнейшее в России по запасам титаномагнетитовых вана­дийсодержащих руд, с содержанием медно‑
сульфидных руд с драгоценными металлами (золото, серебро, платина, палладий). Его осва­ивает ОАО «Забайкалстальинвест», входящее в структуру ЗАО УК «Союзметаллресурс» (SMR).

Ввод Чинейского месторождения в эксплуатацию, запасы руды которого составляют 783 миллиона тонн, предварительно намечен на 2016 год. При производительности карьера в шесть миллионов тонн руды в год прогнозируемый объем добычи оценивается в два миллиона тонн железа, 404 тысячи тонн двуокиси титана, 32,4 тысячи тонн пятиокиси ванадия.

С 2012 года ОАО «СУЭК» ведет разработку Апсатского месторождения коксующихся углей, запасы которых составляют 560 миллионов тонн, прогнозные ресурсы оцениваются в 1,8 миллиарда тонн. Кроме этого, в угольных пластах месторождения, по предварительным оценкам, содержится до 55 миллиардов кубо­метров метана. В 2012 году добыты первые 125 тысяч тонн угля.

Программой ОАО «Российские железные дороги» запланированы реконструкция и ремонт железнодорожных путей, руководством Забайкальского края и Байкальской горной компанией ведется активная работа по привлечению федеральных средств к решению таких проблем, как ограниченная пропускная способность БАМа, неудовлетворительное состояние Чинейской железнодорожной ветки, изолированность Северного Забайкалья от соседних регионов из‑за отсутствия автомобильных дорог, отсутствие связи между энергетическими системами Сибири и Дальнего Востока, энергодефицит, недостаток жилья и социальной инфраструктуры для работников создаваемых предприятий. Реализация этих проектов позволит поднять на качественно новый уровень социально­экономическое развитие не только северных районов, но и региона в целом.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.