Меню

ТСР. Тренды. События. Рынки. Федеральный деловой журнал

17.05.2013 17:31 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 04-05 (75-76) от 15.05.2013 г.

Сергей МИХАЙЛЕНКО: «Перспективу нужно видеть сегодня, чтобы не сожалеть об упущенных возможностях завтра»

Сергей МИХАЙЛЕНКО, генеральный директор ООО «Газпром добыча Астрахань»
Найти себя, познать профессию и определить перспективу. На вопросы журнала «ТСР» в преддверии своего 55-летнего юбилея отвечает генеральный директор ООО «Газпром добыча Астрахань» Сергей МИХАЙЛЕНКО.

    Сергей Анатольевич, Вы родились в Оренбургской области, там начали свою трудовую деятельность и вот уже восьмой год возглавляете ООО «Газпром добыча Астрахань». В понятии «родина»  раздво-ения не произошло?

— Родина у человека одна, и ее не выбирают! Действительно, родился на севере Оренбуржья. Когда мне было шесть лет, родители переехали в Оренбург, и это город моего детства. С ним связаны самые теплые воспоминания юности, там впервые познавал профессию: после окончания восьмого класса в летний период работал разнорабочим в геолого-съемочной партии. Научился многому. Первую зарплату получил и первый настоящий рабочий, жизненный опыт.

    В добытчики, в геологи люди зачастую идут в надежде на романтику. Но Вам-то с детства было известно, что романтика этой профессии вовсе не в сидении у костра, а в тяжелой и ответственной работе. Тем не менее Вы все-таки решили поступать в Государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина — главную кузницу кадров для нефтегазовой отрасли. Почему?

— Причин много: это и уже накопленный опыт, и хорошая учеба в школе, и, что, наверное, главное, пример отца. Папа — буровик, выбравший Оренбуржье на институтском распределении движением указательного пальца на карте: «Вот сюда». Впоследствии он станет первооткрывателем сначала месторождения «Совхозное», а потом и Оренбургского газоконденсатного, возглавит трест глубокого бурения и позже Территори-альное геологическое управление и получит Государственную премию. В прошлом году он к сожалению, ушел из жизни, но до последних дней был да и остается моим главным советчиком и другом.

    Но ведь выбор профессии, учеба в университете — это только начало пути. Когда Вы впервые осо-знали, что выбор сделан правильно и что работа в добывающей отрасли — это дело жизни?

— Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Это осознание приходит каждый раз, когда удает-ся выйти на некий новый, более высокий профес-сиональный уровень. Например, по окончании вуза я получил распределение в Калининград. Четыре года отданы прибалтийским нефтегазовым месторождениям. Оператор, потом — мастер, далее — старший технолог цеха по добыче нефти и газа в Производственном объединении «Калининградморнефтегазпром». Первая трудовая награда — статус «Лучший мастер» Северо-Западного региона. И каждый этап этого поступательного движения вперед заставлял ставить перед собой новые, более сложные задачи, иначе это было профессиональной стагнацией.

    Возвращение в Оренбург. Что это было для Вас?

— Это был следующий этап жизни. С одной стороны, Оренбургское месторождение — это детище отца, а значит, на меня возлагалась двойная ответственность. С другой стороны, наряду с профессиональным опытом я получал и управленческие навыки. Был заместителем начальника, начальником оперативно-производственной службы, начальником технического отдела Производственного объединения «Оренбурггаздобыча», затем начальником производственного отдела «Оренбурггазпром», главным инженером — заместителем генерального директора Общества. Двадцать лет напряженного производственного процесса, доведение профессиональных навыков до нужного уровня, изучение технологий, что называется, собственными руками.

    А когда в 2005 году Вам предложили возглавить астраханскую «дочку» «Газпрома», не жаль было покидать Оренбург?

— Здесь приоритетным было слово «надо». Да и опять-таки появлялись новые возможности для профессионального роста. Астраханское месторождение по своей сути не имеет аналогов в мире. Оно отличается большими разведанными и потенциальными запасами сырья — высоким содержанием жидких углеводородов, аномально высоким пластовым давлением: на глубине свыше 4 000 метров (такова средняя глубина скважин АГКМ) давление составляет более 600 атмо-сфер. При этом в пласте довольно высокая температура — около 120 градусов Цельсия. Еще одна особенность АГКМ кроется в составе пластового флюида: в России нет таких месторождений, где бы содержание углекислого газа и сероводорода достигало почти 50% в составе пластовой смеси. Все эти особенности месторождения не могли не отразиться на производственной технологической цепочке.
В 80-е годы прошлого столетия на АГКМ был реализован проект «завод на промысле». Если на других месторождениях товарный продукт — газ — получают непосредственно на промысле, то на Астраханском месторождении технологическая цепочка намного сложнее: газожидкостная смесь поступает с промысла на завод и уже там, пройдя длинную цепочку технологических процессов, преобразуется в товарный газ, стабильный конденсат, ШФЛУ, серу и моторные топлива. Таким образом, природные особенности месторождения не позволяют использовать традиционные технологические методы. Соответственно, структура и связанные с ней управленческие решения в ООО «Газпром добыча Астрахань» должны быть эксклюзивными с учетом существующих реалий, присущих только этому месторождению.

    Предприятие создавалось в те годы, когда остро стоял вопрос производства серы для нужд отечественной промышленности — это было актуально. Теперь многое изменилось, как удается удерживать лидирующие позиции?

— Такого предприятия, как ООО «Газпром добыча Астрахань», в плане производства серы нет нигде: у нас единственные в мире установки получения серы высокой единичной мощности, которые создавались специально для Астраханского месторождения.
Текущие требования к качеству продукции меняются, что приводит к снижению объемов поставок комовой серы. Например, порт Сафи в Марокко уже второй год принимает только суда с гранулированной серой. Аналогичные меры по ограничению ввоза комовой серы были предприняты и в порту Джорф-Ласфар, также в Марокко, в результате чего заказчик постоянно требует перейти на 100% поставки гранулированной серы.
Комовая сера в ближайшие два года потеряет свою конкурентоспособность и будет вытеснена. Поэтому специалистами ООО «Газпром добыча Астрахань» активно прорабатывается вопрос об отказе от производства комовой и гранулированной серы «мокрым» методом с увеличением мощностей по производству гранулированной серы «сухим» методом и строительством современных механизированных комплексов по ее погрузке.

    Рынок меняется, соответственно, должны приниматься решения как технологического, так и управленческого характера, чтобы предприятие оставалось рентабельным. Какие шаги предпринимаете?

— Большое внимание уделяем выпуску и повышению качества других видов продукции.
С 1 февраля 2013 года мы приступили к производству бензина класса «Евро-5», правда, пока только марки «Регуляр-92». Сейчас ведется строительство ряда технологических объектов в рамках инвестиционной программы «Газпрома». К концу года намерены запустить установку изомеризации. С ее вводом мы уже в следующем году сможем производить и 95-й, и 98-й бензин класса 5.
Причем если сейчас 98-го бензина в линейке нашей товарной продукции нет, с пуском новой установки он будет.

    А что нового происходит на промысле с точки зрения реконструкции и внедрения новых технологий?

— С прошлого года реализуется концепция интеллектуального месторождения: постепенный переход к полномасштабной автоматизации процессов добычи углеводородного сырья и их координация с процессами подготовки и выпуска товарной продукции. Уникальность создаваемой системы (даже в мировых масштабах) состоит в том, что вместо обособленных контуров управления скважиной, промыслом и заводом создается механизм, способный оптимизировать производственные загрузки промысла в соответствии с фактическим планом отгрузок готовой продукции. И это только часть тех задач, которые стоят перед Обществом. А если учитывать, что запасы месторождения использованы лишь на 8%, то перспектива работы открывается как минимум на 200 лет вперед.

    200 лет — это много. Не боитесь заглядывать так далеко вперед?

— Запасы Астраханского месторождения подтверждены научными и практическими данными. Поэтому заглядывать нужно. Ведь жизнь циклична. Перспективу нужно видеть сегодня, чтобы не сожалеть об упущенных возможностях завтра.

Справка

ООО «Газпром добыча Астрахань» имеет значительный удельный вес по производству товарной продукции среди дочерних обществ ОАО «Газпром»: сжиженный газ — 14%, конденсат — 35%, бензин — 39%, дизельное топливо — 52%, сера — 89%, мазут — 100%.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.