Меню

ТСР. Тренды. События. Рынки. Федеральный деловой журнал

17.05.2013 17:40 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 04-05 (75-76) от 15.05.2013 г.

Московский НПЗ. На ведущих позициях!

Автор: При подготовке публикации использованы материалы с сайта ОАО «Газпромнефть-МНПЗ»
В 2013 году Московский нефтеперерабатывающий завод отмечает 75-летний юбилей. Днем рождения завода считается 1 апреля 1938 года — именно в этот день на технологический режим была выведена первая крекинг-установка предприятия, получена первая тонная бензина. На протяжении семи с половиной десятилетий Московский НПЗ динамично развивается, расширяет диапазон выпускаемой продукции, увеличивает объемы производства и по праву занимает лидирующие позиции в отрасли.

Страницы истории

В первые годы работы крекинг-завод №413 Миннефтепрома СССР (первоначальное название Московского НПЗ) использовал в качестве сырья мазут из Баку, поставляемый по Москве-реке. Тогда на предприятии производился крекинг-бензин и лишь одна марка битума. Но оборудование завода постоянно совершенствовалось, расширялся и ассортимент продукции. После окончания Великой Отечественной войны здесь выпускалось уже более 20 наименований продукции, в том числе автобензин, керосин, дизельное топливо, различные марки битума.
К 1950 году московский завод становится лидером отечественной нефтепереработки.
Благодаря вводу в эксплуатацию нефтепроводов Горький — Рязань — Москва и Ухта — Яро-славль — Москва предприятию удалось увеличить объем переработки с 0,55 миллиона тонн (1938 год) до семи миллионов тонн нефти ежегод-но в 1970 году.
В 1968—1970-х на МНПЗ введена в эксплуатацию первая в СССР установка карбамидной депарафинизации дизельного топлива и опытная установка по производству полипропилена. Запущены в эксплуатацию 19 новых объектов, в том числе первая в стране установка каталитического риформинга бензина, установки термического риформинга бензина, производства серы, адсорб-ционной очистки жидких парафинов. Коренным образом изменены профиль и технологическая схема завода. К 1970 году на заводе освоено 12 новых технологических процессов, налажен выпуск 32 видов новой продукции.
В рамках исполнения Постановления Совета Министров СССР от 1972 года «О реконструкции и расширении завода и доведении его мощности до 12 миллионов тонн нефти в год» начинается бурное развитие Московского НПЗ: ведется масштабная модернизация действующих технологических объектов и строительство новых.
В 1976—1980 годах совершенствуется установка первичной перегонки нефти АВТ-3, налаживается автоматизированная система управления на комбинированной установке обессоливания и первичной перегонки нефти ЭЛОУ-АВТ-6. Впервые в отрасли внедрен процесс окисления битума в колонне с выносной секцией сепарации. Строится парк резервуаров. В последующие годы в эксплуатацию вводятся несколько крупнотоннажных комплексов каталитического крекинга, риформинга, гидроочистки дизельного топлива, производства кислородосодержащих добавок к бензинам МТБЭ, производство битумов мощностью 750 тысяч тонн в год.
К началу 2000-х годов на Московском НПЗ вводятся в строй новая факельная установка, сливная эстакада для светлых нефтепродуктов, блок моющих присадок; модернизируется установка ЭЛОУ-АВТ-6, пущена в эксплуатацию реконструированная установка гидроочистки дизельного топлива 24-5.
В 2006—2007 годах на заводе налажено производство высокооктановых бензинов в соответствии с экологическими требованиями, установленными постановлением правительства Москвы и соответствующими требованиям стандарта «Евро-3».
В 2010 году Московский НПЗ был интегрирован в структуру группы компании «Газпром нефть».

В числе лучших

Сегодня ОАО «Газпромнефть-Московский НПЗ» входит в десятку наиболее эффективных нефтеперерабатывающих заводов России. Завод занимает ведущие позиции в производстве высо-кооктановых бензинов и дизельных топлив, обеспечивая порядка 40% потребностей Московского региона в нефтепродуктах. Установленная мощность МНПЗ — 12,15 миллиона тонн нефти в год.
Имеющийся набор технологических процес-сов: первичная переработка нефти, каталитическое крекирование, риформирование, гидроочист-ка дизельных топлив, керосина, висбрекинг, производство битумов — позволяет выпускать продукцию 22 наименований, 42 марок. Основная часть — это моторные топлива (автомобильные бензины, дизельное топливо, авиационное топливо, а также дорожный и строительный битум, топочный мазут, сжиженные газы для комму-нально-бытового использования). Структура нефтепродуктов обусловлена потребностями рынка и нацелена на оптимизацию ассортимента с целью увеличения доли производства конкурентоспособной продукции.

Программа модернизации

В 2010 году на Московском НПЗ началась реализация масштабной программы реконструкции и модернизации завода. Программа, рассчитанная до 2020 года, предполагает реконструкцию существующих и строительство новых перерабатывающих мощностей, улучшение качества выпускаемых нефтепродуктов, повышение безопасности технологических процессов, реализацию экологических проектов на предприятии.
Предусмотрено также доведение технологий и качества производимых на предприятии нефтепродуктов до уровня мировых стандартов. На первом этапе реализации программы находятся проекты, которые позволят обеспечить выпуск моторных топлив класса 5. Так, строительство и ввод в эксплуатацию двух новых технологических объектов — установки изомеризации легкой нафты и установки гидрооблагораживания бензина каталитического крекинга — позволят производить автомобильные бензины 5 класса. Благодаря мас-штабной реконструкции действующей установки гидроочистки дизельных топлив ЛЧ-24-2000 будет начат выпуск дизельного топлива класса 5.
Среди проектов, реализуемых на первом этапе, направленных на повышение уровня промышленной и экологической безопасности на предприятии, основными являются реконструкция установок ЭЛОУ-АВТ-6, производства серы, битума, товарных и сырьевых парков; строительство новых закрытых механических очистных сооружений.
Сейчас на Московском НПЗ ведется строительство комбинированной установки переработки нефти, в состав которой входят установки ЭЛОУ-АВТ-6, гидроочистки дизельного топлива с блоком изодепарафинизации, риформинга с непрерывной регенерацией катализатора и газо-фракционирующая установка с блоком очистки рефлюкса от меркаптановой серы. Ввод комплекса в эксплуатацию запланирован на начало 2017 года. Это позволит производить весь объем дизельного топлива с характеристиками класса 5.
В рамках инвестиционной программы сформирована и принята концепция переработки тяжелых остатков. В планах завода до 2020 года — ввод в эксплуатацию установок гидрокрекинга вакуумного газойля, флексикокинга с энергоблоком. Это даст возможность получать дополнительный объем светлых нефтепродуктов, увеличив при этом глубину переработки. Производство флексигаза позволит использовать его на собственной ТЭЦ, что в свою очередь примерно на 50% обеспечит предприятие собственной электроэнергией и паром.
Объем инвестиций, которые «Газпром нефть» планирует направить на развитие Московского нефтеперерабатывающего завода до 2020 года, составит порядка 130 миллиардов рублей.

Справка

В сентябре 1952 года крекинг-завод №413 Миннефтепрома СССР был переименован в Московский нефте-перерабатывающий завод. В рамках интеграции завода в структуру группы «Газпром нефть»
в октябре 2011 года было принято решение о переименовании предприятия
в ОАО «Газпромнефть-Московский НПЗ».

С апреля 2012 года Московский НПЗ полностью перешел на выпуск высокооктановых бензинов, соответствующих 4 экологическому классу Технического регламента по моторным топливам. Переход осуществлен почти на три года раньше срока, установленного Техрегламентом.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

298