Меню

ТСР. Тренды. События. Рынки. Федеральный деловой журнал

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 4 (63) апрель от 09.04.2012 г.

«Стройтрансгаз»: стык за стыком к цели

Сергей МАКАРОВ, Председатель Правления ОАО «Стройтрансгаз»
Именно так: без скидок на обстоятельства и погодные условия, климат и географию, горы и болота, реки и пустыни, национальности и границы. И уже за плечами крупнейшие газо- и нефтепроводы: Ямал — Европа, «Голубой поток», ВСТО и многие, многие другие. «Стройтрансгаз» сегодня — почти национальный бренд строительства нефтегазовых труб. И не просто труб, а магистралей, направленных на стратегическое развитие отрасли и России. Магистралей будущего.

А какие цели стоят перед компанией, казалось бы, добившейся всего? Куда расти, и стоит ли? «Есть и стоит, — так считает Председатель Правления ОАО «Стройтрансгаз» Сергей МАКАРОВ. — В первую очередь, к созданию международной инжиниринговой компании с прозрачной системой управления производственными процессами. С такой «операционной системой», которая сможет показать, каков оптимальный путь реализации контракта, что происходит или будет происходить в любой точке жизни проекта. Я бы назвал эту возможность «сиюминутным представлением прошлого, настоящего и будущего».То есть компания стремится не просто строить магистрали будущего, а сделать таким сам процесс строительства. Стремится стать локомотивом для движения отрасли вперед. 

Путь локомотива

«Стройтрансгаз» уникален самим путем своего развития. Преимущественно большинство строительных компаний накапливают опыт в своей стране, а потом выходят на зарубежные рынки. «Стройтрансгаз» начал участвовать в отраслевых проектах в России и за границей почти одновременно и смог принести мировой опыт в Россию, а также доказать всему миру, что в новой России есть мощный потенциал, высшая школа, профессионалы создания магистральных трубопроводов. Когда зарождалась компания — в начале 1990­х годов, у нас не было таких потребностей в нефтегазовом строительстве, которые предъявляли тогда нефтяные (и не только) державы и предъявляет сейчас Россия. Предприятие активно захватывало позиции на международных рынках. США, Алжир, Белоруссия, Греция, Индия, Ирак, Иран, Казахстан, Молдова, Сирия, Судан, Турция, Финляндия, Саудовская Аравия, ОАЭ. Почти везде. Многому научившись, компания с высокой эффективностью применила эти знания в России. При этом понимание российской специфики помогло адаптировать международные технологии к суровым условиям нашей страны. И наоборот — отечественный опыт оказался востребованным на мировых рынках, и его признали.

Но главное достижение — завоеванное в ходе «трудовых боев» доверие зарубежных заказчиков и самый сильный российский бренд в сфере международного нефтегазового строительства.

При этом опыт, приобретаемый компанией на мировом подрядном рынке, полезен не только при экспансии за рубеж. Зарубежные проекты — очень важный элемент технологического развития «Стройтрансгаза», они заставляют расширять технические возможности задействованных предприятий, гибко реагировать на конкретные, порой непривычные требования заказчиков. Наработанный опыт и в России создает «Стройтрансгазу» дополнительные конкурентные преимущества при сотрудничестве с отечественными и иностранными компаниями.

За 20 лет ОАО «Стройтрансгаз» из инжиниринговой компании, ориентированной преимущественно на нужды газовой промышленности, превратилось в многопрофильный, диверсифицированный строительный холдинг международного масштаба с собственной мощной производственной базой. Сегодня «Стройтрансгаз» является единственным российским подрядчиком, включенным в рейтинг крупнейших международных строительных компаний. Система управления качеством компании сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001­1994, менеджмент окружающей среды — требованиям ISO 14001:2004, а система охраны труда — OHSAS 18001:1999. За высокое качество работ «Стройтрансгаз» удостоен звания лучшей российской ЕРС/EPCM­компании в нефтегазовой отрасли.

 

Неизменно конструктивно

В сфере строительства объектов ТЭК в России ОАО «Стройтрансгаз» является одним из лидеров. И здесь стратегическими заказчиками компании выступают АК «Транснефть» и ОАО «Газпром». Для них построены сотни километров трасс и множество объектов нефтегазовой инфраструктуры. Уникальный технологический опыт, эффективное руководство и высокопрофессиональные кадры, умение оперативно выстраивать гибкие, адаптированные к каждому конкретному проекту модели работы — именно это позволяет «Стройтрансгазу» принимать самое активное участие в реализации таких амбициозных проектов, как строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, Балтийской трубопроводной системы­2, обустройство транспортных узлов на крупнейших месторождениях. Взаимодействие крупнейших российских операторов трубопроводных систем и «Стройтрансгаза» носит неизменно конструктивный характер, а конкретные результаты сотрудничества дают все основания полагать, что партнерские отношения будут расширяться.

Неизменное качество и функциональность сдаваемых в эксплуатацию объектов, внедряемые инновации при сохранении высокой степени надежности и безопасности — все то, что всегда с положительной стороны характеризует работу «Стройтрансгаза», — безусловно, способствуют стабильности и успешности нефтяной отрасли страны в целом.

Международные заказчики считают «Стройтрансгаз» своим надежным партнером. Например, так говорит Амир ГУПТА, вице­президент Essar Projects (India) Limited, с которой «Стройтрансгаз» совместно построили более
1700 километров трубопроводов различного назначения.

Syrian Gas Company, выбирая «Стройтрансгаз» в качестве партнера, исходила из того, что это одна из крупнейших в мире компаний, специализирующихся на нефтегазовом строительстве и имеющих обширный международный опыт. Двенадцатилетнее взаимодействие привело к успешному завершению в 2008 году строительства Арабского газопровода, который осуществляет поставку газа из Египта в газораспределительную сеть Сирии, а также к реализации грандиозного для САР проекта — строительству первого газоперерабатывающего завода, введенного в эксплуатацию в 2009 году. Несмотря на сложную политическую обстановку, компания и сейчас выполняет свои обязательства в этой стране: продолжает оказывать услуги технического содействия по первому ГПЗ и ведет строительство второго.

 

Опыт без границ

Оставаться одним из крупнейших международных подрядчиков в области нефтегазового строительства «Стройтрансгазу» позволяет огромный опыт. Его компания нарабатывала более 20 лет и теперь может обеспечить строительство объектов любой сложности.

В России «Стройтрансгаз» принимал участие в реализации следующих проектов:

• строительство газопровода Ямал — Европа (4 107 километров);

• строительство газопровода Заполярное —  Уренгой (590 километров);

• строительство газопровода «Голубой поток» (Изобильное — Джубга, по территории России370 километров);

• строительство газопровода Ковыкта — Саянск — Иркутск (698 километ­
ров);

• сооружение нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (2 760 километров);

• строительство нефтепровода Ванкорское месторождение — НПС «Пурпе» (556 километров);

• обустройство месторождения Южное Хыльчую (7,2 миллиона тонн нефти в год);

• обустройство газоконденсатного месторождения Заполярное (100 миллиардов кубометров газа в год);

• строительство ДКС Уренгойского ГКМ (13 станций, 624 МВт);

• строительство ДКС Ямбургского ГКМ (10 станций, 912 МВт);

• строительство Канчуринско­Мусинского комплекса ПХГ (объем активного газа 5,5 миллиарда кубометров);

• строительство УПН «Южная» (1 761 тысяча тонн нефти в год).

Всего — более 10 000 километровтрубопроводов диаметром 4—56 дюймов, более 3 800 километровгазораспределительных сетей. Порядка 50 новых компрессорных станций (мощность
3 106,8 МВт), 19 реконструированных КС (мощность 755 МВт). Более 40 обустроенных нефтяных и газовых месторождений, два газоперерабатывающих завода мощностью 3,5 миллиарда кубических метров газа в год, два подземных хранилища газа емкостью 6,9 миллиарда кубометров активного газа в год, газохимический комплекс мощностью 400 000 тонн полиэтилена в год, алюминиевый завод мощностью 300 000 тонн алюминия в год.

В 2010 году компания вышла на новый для нее рынок — энергетического строительства. И уже говорящие результаты: пять энергоблоков ТЭЦ, АЭС общей мощностью 3 105 МВт, более1 410 километровлиний электропередачи, в том числе высоковольтных.

 

Хай­тек строительных технологий

Сегодня «Стройтрансгаз» располагает одним из самых мощных в России технических парков. При этом для реализации каждого проекта, будь то газопровод в Сирии или обустройство месторождения в России, компания приобретает специальную технику, необходимую для работ в тех или иных климатических условиях.

Стоит отметить, что работу по созданию технической базы предприятие ведет целенаправленно и постоянно с момента своего создания. Парк грамотно обслуживается — уровень сервиса удивляет даже зарубежных заказчиков — и регулярно пополняется современными машинами.

Цифры говорят сами за себя: 126 экскаваторов, 101 бульдозер, почти 200 трубоукладчиков, в том числе порядка 
130 тяжелых, больше 150 трубовозов, более 200 самосвалов, 141 сварочный агрегат, 44 крана и другие машины.

Отдельного внимание заслуживает оборудование, применяемое для контроля качества проведенных работ. Полустационарные и мобильные лаборатории обрабатывают и расшифровывают радиографические снимки, проводят лабораторный анализ и испытания строительных материалов и элементов конструкций, электрические измерения. Самоходные внутритрубные рентгеновские установки «Кроулер» обеспечивают контроль сварочных работ нефтегазо­трубопроводов (труб диаметром от 10 до56 дюймов). Рентгеновские аппараты «ICM Site­X» направленного и панорамного действия (мощность 160­300Kv) контролируют качество захлестных и ремонтных стыков, а также других специальных стыков. Полуавтоматические и автоматизированные ультразвуковые установки типа «PipeSmart» и «PipeWizard PA» обеспечивают оперативные результаты контроля. Дефектоскопы типа «Holiday­detection» и приборы фирмы Elcometer осуществляют контроль качества изоляции. Ультразвуковые дефектоскопы типа «Epoch 3», «Epoch 4», «Omniscan» — многофункциональный высокопроизводительный контроль работ и документирование результатов контроля. Для оценки сварных стыков без применения рентгеновской пленки и ее химической обработки есть установки радиометрического контроля качества.

При разработке траншей в вечномерз­лых грунтах специалистами «Стройтрансгаза» используются роторные экскаваторы. Для «потолочной» сварки труб на протяженных участках трубо­проводов применяется автоматическая газоэлектрическая сварка на высоко­производительных автоматизированных комплексах. Оборудование оснащено компьютерной системой слежения за сварочным процессом и имеет систему программного изменения режимов сварки в зависимости от пространственного положения сварочной головки для каждого слоя шва. Освоена технология автоматической двухсторонней сварки под слоем флюса.

На специализированных трубосварочных базах специалистами компании обеспечивается укрупнение отдельных труб в двух­ или трехтрубные секции. Данная технология используется в том числе для сварки труб из сталей класса прочности Х70, Х80, К70 и выше.

К настоящему времени в собственности компании более 2,5 тысячи современных машин и механизмов, зачастую с уникальными свойствами для обеспечения работы компании в различных условиях: от тайги и тундры российского севера до африканских пустынь.

За границей «Стройтрансгазу» удалось создать поистине уникальный парк техники. Например, аналоги цепных траншеекопателей, приобретенных для работ в Алжире, на тот момент были только у четырех подрядчиков в мире! Эти уникальные машины позволяют за один проход рыть траншеи необходимой ширины и глубины, что делает их незаменимыми при проходке сложных грунтов, где обычным экскаватором пройти невозможно, а взрывать по каким­либо причинам запрещено. Еще один инновационный тип техники, использованный в Алжире и сейчас помогающий «Стройтрансгазу» выигрывать новые тендеры, — пэддинговые машины. Просеивая грунт, образовавшийся на бровке траншеи после траншеекопателя, они вырабатывают мягкую фракцию, основу подушки для укладки трубы, и производят засыпку траншеи. И этот опыт найдет применение в России.

Важным направлением работы в этой связи является постоянный мониторинг рынка строительной техники и проведение совместно с производителями ее испытаний в тяжелых условиях. В активе компании, в частности, испытания в условиях Крайнего Севера пэддинговых машин и самосвалов автоконцернов MAN, Volvo, Tatra. Производители с готовностью откликаются на такие предложения, а «Стройтрансгаз», в свою очередь, заинтересован в том, чтобы они выпускали технику, адаптированную под условия работы компании.

 

На восточном направлении большие перемены: ВСТО и ВСТО­2

В этом году истекает 20 лет с момента начала развития трубопроводного транспорта новой России. И результаты
этих лет внушительны. И роль «Стройтрансгаза» высока.

Один из знаковых объектов страны — как стратегически, так и экономически — трубопроводная система Восточная Сибирь — Тихий океан. Строительство ВСТО началось в 2006 году на абсолютно необустроенной территории. Трасса проходит по Иркутской области, Республике Саха (Якутия), Амурской области. Это первый трубопровод, обеспечивающий поставку углеводородных ресурсов России в направлении стран Азиатско­Тихоокеанского региона, давший мощный импульс развитию всей Ванкорской нефтяной провинции, и крупнейший инфраструктурный проект последних 20 лет. Общая протяженность первой очереди ВСТО, введенной в 2009 году, составляет2 700 километров, из них ««Стройтрансгаз»» проложил семь особо сложных участков трубопровода общей протяженностью488,7 километра, диаметром 1 067 и1 200 миллиметров. Трубопровод пересекает свыше 500 водотоков, в том числе сотню рек. Также компания как генеральный подрядчик выполнила строительство 80 различных сооружений в составе объектов нефтеперекачивающей станции «Сковородино» в конечном пункте первой очереди ВСТО.

Строительство второй очереди системы будет окончено в 2012 году. В настоящее время «Стройтрансгаз» построил198 километровтрубопровода ВСТО­2,195 километровлиний электропередачи мощностью 10 кВ, а также объекты сопутствующей инфраструктуры.

ВСТО стал первым нефтепроводом на территории России, рассчитанным на рабочее давление 10 МПа, что определило необходимость обеспечения повышенной эксплуатационной надежности и применения новейших технологий и оборудования на этапе строительства. В частности, сварка труб на проекте осуществляется только в автоматическом режиме, с применением сварочных материалов, разработанных ведущими мировыми компаниями «Линкольн», «Кобе Стил», «Белер» специально для строительства ВСТО. 100%­й контроль сварных стыков проводился радиографическим методом. В местах соединения швов приварки арматуры и захлестов дополнительно применяется контроль ультразвуковым методом. Подводные переходы сооружались методами наклонно­направленного бурения и микротоннелирования.
И как всегда, «Стройтрансгаз» использует передовые методы рекультивации нарушенных земель, способствующие сохранению и восстановлению природного слоя почвы. Высокая экологическая ответственность, культура производства, направленная на безопасность окружающей среды, — визитная карточка специалистов компании.

Проекты, реализуемые «Стройтрансгазом», практически всегда имеют стратегический характер: ВСТО обеспечивает выход российской нефти в страны АТР, Балтийская трубопроводная система­2 — надежные поставки нефти в европейском направлении, Ямал — Европа позволяет увеличить объемы экспорта российского газа в Западную Европу, «Голубой поток» — в Турцию. Все они, безусловно, войдут
в историю расширения международного сотрудничества и глобализации нефтяной отрасли. А «Стройтрансгаз» готов и дальше активно способствовать развитию экономики нашей страны и стран­партнеров.

Российскому топливно­энергетическому комплексу предстоит масштабная модернизация, в основу которой положена реализация новых крупных проектов. И конечно, востребованность сильных строительных компаний будет расти. Нет сомнений, что в перспективе у «Стройтрансгаза» много ярких, интересных, масштабных задач, которые станут основой для выхода компании на новый уровень развития, а России — в лидеры на глобальном энергетическом рынке.   

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.