Меню

ТСР. Тренды. События. Рынки. Федеральный деловой журнал

04.08.2011 13:11 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 01-02 от 01.02.2010 г.

Масштабный инвестпроект в Тамани

Источник: ТСР
Александр МЕТКИН, генеральный директор ЗАО «Таманьнефтегаз»
Сегодня технологический комплекс для перевалки нефти и нефтепродуктов, расположенный в порту, которому постановлением Правительства Российской Федерации было присвоено наименование «Порт Тамань», — один из самых перспективных в России. Общая проектная мощность терминалов порта, по состоянию на данный момент, составляет более 15 миллионов тонн в год.

Сегодня технологический комплекс для перевалки нефти и нефтепродуктов, расположенный в порту, которому постановлением Правительства Российской Федерации было присвоено наименование «Порт Тамань», — один из самых перспективных в России. Общая проектная мощность терминалов порта, по состоянию на данный момент, составляет более 15 миллионов тонн в год.

В рамках реализации подпрограммы «Морской транспорт» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» на территории Краснодарского края, а именно на Таманском полуострове, формируется портовый район, в который наряду с объектами других инвесторов включены объекты ЗАО «Таманьнефтегаз». Проектная мощность двух терминалов ЗАО «Таманьнефтегаз» — терминала сжиженных углеводородных газов (СУГ) и Таманского нефтяного терминала (ТНТ) — составит 10,5 миллиона тонн в год. Оба комплекса предназначены для перегрузки нефти, нефтепродуктов и СУГ, доставляемых в цистернах по железной дороге на морской транспорт. Производительность Таманской базы СУГ составит миллион тонн в год. Общая емкость ее резервуарного парка — 28 800 кубометров. Производительность Таманского нефтяного терминала (ТНТ) — 9,5 миллиона тонн в год. Емкость резервуарного парка для нефти — 400 тысяч кубометров, для мазута — 240 тысяч кубометров. Кроме того, здесь располагается морская эстакада с четырьмя глубоководными причалами, которые позволят производить отгрузку СУГ танкерами­газовозами дедвейтом до 20 тысяч тонн, нефти и мазута — танкерами дедвейтом до ста тысяч тонн. Помимо перевалочных мощностей, ЗАО «Таманьнефтегаз» строит общую инфраструктуру: береговую трубопроводную эстакаду протяженностью 4,5 километра, морскую эстакаду протяженностью около двух километров, электросетевые объекты, железнодорожную линию длиной 36 километров с тремя железнодорожными мостами и железнодорожной станцией.

Текущая работа

Комплекс по перевалке СУГ ЗАО «Таманьнефтегаз» станет самым крупным на территории СНГ. Уже построены парки хранения СУГ, сливная эстакада, технологические трубопроводы, основные здания и сооружения, внутренние и наружные сети водопровода и канализации. На стадии завершения антикоррозийные работы. Проводятся также гидроиспытания технологических трубопроводов, работы по огнезащите и теплоизоляции, монтаж оборудования контроля, автоматического управления, кабельной продукции (систем электроснабжения, сигнализации, контрольно-измерительных приборов и АТХ). Ведется строительство подстанции напряжением 110/35 кВ. Кроме того, сейчас идет строительство внутриплощадочных железнодорожных путей. В стадии завершения строительства находятся прочие береговые здания и сооружения, технологические коммуникации на морской эстакаде. В настоящее время на основании договора между ЗАО «Таманьнефтегаз» и ОАО «Кубаньэнерго» реализуется проект технологического присоединения строящегося Таманского перегрузочного комплекса нефти, нефтепродуктов и СУГ к сетям ОАО «Кубань­энерго». Завершение этого проекта планируется во втором квартале 2010 года. Данное присоединение стало возможным благодаря началу реализации в 2008 году программ ОАО «ФСК ЕЭС» по развитию и новому строительству электросетевых объектов в южных регионах РФ, в том числе в Краснодарском крае, в связи с чем у ОАО «Кубаньэнерго» появились перспективы развития своих электрических сетей. Таким образом, задача электроснабжения будущих терминалов нашла наилучшее решение, которое позволит своевременно ввести их в эксплуатацию. Ведутся работы и по комплексу ТНТ: в настоящее время построены четыре резервуара по 30 тысяч кубометров под мазут, воду для пожарных нужд и питьевого водоснабжения. Ведется строительство фундаментов под шесть резервуаров емкостью 40 тысяч кубометров каждый, опорных пунктов приготовления пенораствора, насосного питьевого водоснабжения, причалов на морской эстакаде. Заключены договоры на поставку оборудования. Продолжается строительство технологических коммуникаций, эстакад слива нефти и других зданий и сооружений, подрядные организации приступают к строительству сетей внутреннего и наружного водопровода и канализации.

Применяемые технологии

При строительстве Таманского нефтяного терминала применяются самые современные технологические решения, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, уменьшением воздействия негативных факторов на окружающую среду, применением экономичных и энергосберегающих технологий, минимизацией трудоемкости процессов слива­налива. Технология перевалки сжиженных углеводородных газов, нефти и нефтепродуктов предусматривает раздельный слив продуктов из железнодорожных цистерн, промежуточное хранение их в резервуарных парках и раздельный налив танкеров. Все технологические операции автоматизированы с использованием современного оборудования и систем управления технологическими процессами. Впервые на территории Краснодарского края для снижения уровня взрывопожароопасности объекта при строительстве резервуаров для хранения нефти применяются резервуары с защитной стенкой. При сливо­наливных операциях учитывается мировой опыт ведения технологического процесса, направленный, в первую очередь, на обеспечение экологической и промышленной безопасности, а также на оптимизацию работы терминала. Оборудование, используемое в технологических операциях, соответствует самым жестким европейским и российским нормам.

Перспективы развития

Можно смело сказать, что терминал СУГ рассчитан на охват практически всей существующей экспортной номенклатуры. Применительно к терминалу СУГ можно говорить о потенциальном увеличении грузооборота. Это возможно, в первую очередь, за счет обеспечения оптимального режима эксплуатации терминала, располагающего самым большим на сегодня резервуарным парком в СНГ. Терминал ТНТ, тоже обладающий значительным резервуарным парком и позволяющий осуществлять погрузку судов большого тоннажа с высокой производительностью, также имеет потенциал увеличения грузооборота. По мере необходимости, номенклатура грузов может быть расширена, принимая во внимание наличие возможностей для дальнейшего расширения мощностей. Завершение строительства комплексов СУГ запланировано во второй половине 2010 года. Ввод в эксплуатацию комплекса ТНТ по плану должен состояться в конце 2010 года.

Сотрудничество бизнеса и власти

Основной особенностью реализации проекта стало отсутствие инфраструктуры, что привело к увеличению объема инвестиций. В то же время отсутствие крупных населенных пунктов в непосредственной близости позволило добиться оптимального расположения объектов терминала. Кроме того, это открывает новые возможности для его дальнейшего развития. Необходимость сохранения природного баланса в условиях быстрого развития экономики требует кардинального изменения приоритетов в сотрудничестве бизнеса и органов власти всех уровней. Комплексные решения экологических, социальных и экономических проблем возможны лишь общими усилиями, поэтому ЗАО «Таманьнефтегаз» стремится координировать деятельность по этим вопросам с федеральными, региональными и муниципальными администрациями. На протяжении всего периода реализации инвестиционного проекта администрация Краснодарского края, понимая, насколько значимым этот проект является как для региона, так и для Российской Федерации, всячески способствует его скорейшей реализации. В 2003 году между ЗАО «Таманьнефтегаз» и администрацией Краснодарского края был заключен договор о сотрудничестве, согласно которому стороны взяли на себя обязательства всемерно содействовать реализации инвестиционного проекта. Спустя два года на международном экономическом форуме «Кубань­2005» инвестиционный проект ЗАО «Таманьнефтегаз» был награжден дипломом администрации Краснодарского края и признан приоритетным региональным инвестиционным проектом. Все возникающие вопросы, начиная от выделения земельного участка, получения разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию построенных объектов, решаются оперативно. Даже кризис, благодаря финансовой стабильности компании, ее грамотной инвестиционной политике, не оказал существенного влияния на ход строительства. Без подобной поддержки и готовности к сотрудничеству невозможно реализовать инвестиционный проект такого масштаба, поэтому ЗАО «Таманьнефтегаз» выражает искреннюю благодарность всем, кто помогает строить новый порт России.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

179