Меню

ТСР. Тренды. События. Рынки. Федеральный деловой журнал

03.08.2011 13:38 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 01 от 01.01.2011 г.

Геннадий ЛИСОВИЧЕНКО: «Ввод второй очереди Антипинского НПЗ позволил существенно увеличить объемы нефтепереработки»

Источник: ТСР
Геннадий ЛИСОВИЧЕНКО, генеральный директор ЗАО «Антипинский НПЗ»
Экологичность, надежность и безопасность оборудования, автоматизация технологических процессов — таковы сегодня требования к отечественным нефтеперерабатывающим предприятиям. Соответствовать им — значит привлекать инвестиции для переоснащения отрасли, несмотря на сложности с восстановлением экономики после мирового финансового кризиса. ЗАО «Антипинский НПЗ» — молодое предприятие, однако оно успело зарекомендовать себя не только в качестве надежного партнера и поставщика нефтепродуктов, но и как гарант экологической безопасности производства. О развитии завода рассказывает его генеральный директор Геннадий ЛИСОВИЧЕНКО.

Экологичность, надежность и безопасность оборудования, автоматизация технологических процессов — таковы сегодня требования к отечественным нефтеперерабатывающим предприятиям. Соответствовать им — значит привлекать инвестиции для переоснащения отрасли, несмотря на сложности с восстановлением экономики после мирового финансового кризиса. ЗАО «Антипинский НПЗ» — молодое предприятие, однако оно успело зарекомендовать себя не только в качестве надежного партнера и поставщика нефтепродуктов, но и как гарант экологической безопасности производства. О развитии завода рассказывает его генеральный директор Геннадий ЛИСОВИЧЕНКО.

Геннадий Алексеевич, в чем уникальность Антипинского НПЗ?

— Безусловно, проект нашего завода имеет свои особенности с точки зрения технологий, применяемых при производстве продукции. Они позволяют сделать процесс производства более эффективным, экологически безопасным, а сами установки по переработке более компактными, что значительно облегчает их обслуживание. Например, аналог нашей установки ЭЛОУ­АТ­2 на других предприятиях отрасли занимает территорию почти в два раза больше, и это при условии, что мы полностью исключили использование в процессе оборотной воды.
Уникальность проекта заключается и в сроках его реализации. Вторая технологическая установка была введена в эксплуатацию всего через два года после начала ее проектирования. Можно с уверенностью сказать, что таких темпов в проектировании и строительстве в отрасли в условиях нашей климатической зоны в момент международного финансового кризиса пока не достигал никто.

Каковы конкурентные преимущества завода, как можно оценить качество выпускаемой им продукции?

— Одним из основных конкурентных преимуществ завода является использование низкозатратного энергооборудования, что позволяет сократить потребляемое количество энергоресурсов на производство тонны продукции и в итоге снизить ее себестоимость. Что касается качества продукции, то она вся сертифицирована, имеет паспорта безопасности, на каждую партию нефтепродуктов аккредитованная лаборатория выдает паспорт качества.
Ассортимент продукции нашего предприятия достаточно широк: бензин газовый стабильный, топливо дизельное марки Л­0,2­62, топливо ди­зельное марки З­0,2, мазут топочный марки 40, мазут топочный марки 100, топливо технологическое экспортное марки Э­2, топливо технологическое экспортное марки Э­4, топливо маловязкое судовое. Таким образом, часть рынка мы уже заняли. Следующий шаг — это строительство установок облагораживания топлива, которое уже активно ведется в части проектирования. Этот этап развития Антипинского НПЗ позволит выйти на рынок с ассортиментом топлива стандарта «Евро­5» и создать на рынке УрФО серьезную конкуренцию той же группе уфимских заводов и Омскому НПЗ.

Весной 2010 года началась промышленная эксплуатация второй очереди завода. Расскажите подробнее об этом проекте.

— Реализация проекта продолжалась с января 2008­го по апрель 2010 года. Генеральным проектировщиком второго пускового комплекса выступило ОАО «Нефтехимпроект», непосредственной разработкой базового проекта установки ЭЛОУ­АТ­2 занималась итальянская фирма Koch­Glitsch. Вторая очередь строительства площадью 20 гектар включала 47 отдельно стоящих объектов: резервуарный парк, установка ЭЛОУ­АТ­2, реконструированная лаборатория, подъездные пути, насосные станции, инженерные сети.
В строительстве принимало участие порядка 25 подрядных организаций, среди них ОАО «ОМУС­1», ОАО «Уралметаллургмонтаж 2», ОАО ПК «Тюменьэлектромонтаж», ОАО «Нефтехиммонтаж», ООО «СК Техинжстрой».
Работы по строительству велись практически круглосуточно, в три смены, иногда количество персонала, задействованного на объекте, доходило до 700 человек. Из­за трудностей, связанных с сильными заморозками 2009 года, приходилось использовать специальный греющий кабель, тепловые пушки и шатры для сварки металлоконструкций, трубопроводов. Однако вторая производственная мощность была сдана в установленный срок, и ее эксплуатация позволила предприятию существенно увеличить объемы переработки.

В планах Антипинского НПЗ строительство установки по гидроочистке дизельного топлива. Решен ли вопрос с его инвестированием?

— Нефтепереработка — рентабельная отрасль, поэтому особых трудностей с привлечением инвестиций в такой проект нет. Важно выбрать оптимальные варианты по условиям, на которых привлекаются средства инвесторов. Проект третьей очереди довольно масштабный, он разделен на два этапа и включает в себя не только строительство установки гидроочистки дизельного топлива с доведением качества до стандарта «Евро­5», но и увеличение мощности завода почти в два раза и глубины переработки до уровня не ниже 75% со всей сопутствующей инфраструктурой. Будет спроектирован и построен новый блок очистных сооружений, равных которому по качеству очистки сточных вод не строилось за последние 10 лет.

На вашем предприятии активно развивается международное сотрудничество, на завод приезжают делегации иностранных компаний. Что дает такой обмен опытом?

— При проектировании и строительстве завода мы стараемся максимально использовать опыт ведущих мировых иностранных компаний в области облагораживания топлив и увеличения глубины переработки нефти. На сегодняшний день технологии, которые они предлагают нам, существенно превосходят отечественные аналоги, а некоторые процессы просто отсутствуют у российских проектных институтов. Конечно, диалог с представителями этих компаний очень ценен для наших специалистов еще и по той причине, что компании осуществляют постоянный мониторинг построенных ими объектов в России. Это дает возможность постоянно совершенствовать технологии и с точки зрения их применения в тяжелых погодных условиях, и с точки зрения качества сырья, поступающего на переработку. Безусловно, такой опыт полезен.
Кроме того, большая часть оборудования завода иностранного производства. Например, оборудование для контрольно­измерительных приборов поставлялось Yokogawa, Emerson и рядом других компаний, для автоматизированных систем управления технологическими процессами предприятия — Siemens и Honeywell, распределительное оборудование закупалось у ABB, Schneider Electric, теплообменные аппараты — у Alfa Laval, а также насосы RuhrPumpen, Sundyne, компрессоры ATLAS COPCO. Используется оборудование и других иностранных поставщиков.

Что сегодня происходит с рынком сбыта дизельного топлива и каковы перспективы развития предприятия?

— Строительство Антипинского НПЗ в первую очередь было обусловлено потребностями Тюменской области в нефтепродуктах, и с введением в эксплуатацию второй технологической очереди у завода появилась возможность покрыть потребности в топливе всего региона. Но абсолютно логичным для любого развивающегося предприятия является расширение территории своего присутствия, выход на новые рынки сбыта. В настоящее время примерно 30% объема производимой продукции завода реализуется на экспорт (в основном, компании «ЛИТАСКО») и, соответственно, 70% нефтепродуктов — на внутреннем рынке. Значительная часть топлива реализуется по всему УрФО, нефтепродукты отгружаются железнодорожным и автомобильным транспортом.
К тому же спрос на продукцию предприятия постоянно растет, поставки осуществляются и в ряд других регионов: Алтайский край, Иркутскую, Кемеровскую, Новосибирскую области, в Хакасию и Бурятию. Мазут отгружается в Северо­Западный регион страны.
Перспективы развития Антипинского НПЗ связаны со строительством третьей очереди.
Ее генеральным проектировщиком выступает ГУП «Институт нефтехимпереработки РБ», г. Уфа. В настоящее время ведутся проектные работы по основным технологическим решениям установок (ЭЛОУ­ АТ­3, установка получения элементарной серы), резервуарных парков, очистных сооружений.
С компанией Haldor Topsoe заключено лицензионное соглашение и договор на базовое проектирование по установке гидроочистки дизельного топлива с блоком депарафинизации и установке производства водорода. По остальным установкам проводится выбор лицензиаров. Срок реализации первого этапа третьей очереди — до 2013 года, второй этап запланирован на 2016 год. Ввод данного комплекса в эксплуатацию позволит увеличить мощность завода до семи миллионов тонн нефти в год, увеличить глубину переработки нефти и выход светлых нефтепродуктов, вырабатывать автомобильные топлива стандарта «Евро­5».

Геннадий ЛИСОВИЧЕНКО: «Осенью 2010 года Антипинскому НПЗ исполнилось четыре года. В масштабах нефтеперерабатывающей отрасли это небольшой период. Однако с момента своего основания завод развивается достаточно динамично, с постановкой новых глобальных задач. Об этом говорит успешная эксплуатация двух технологических линий по первичной переработке. Объем переработки за 11 месяцев 2010 года составил порядка 1 миллиона 700 тысяч тонн нефти, что более чем в два раза превышает показатель за аналогичной период прошлого года»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.