09.07.2011 14:14 Суббота
Выпуск 07 от 10.07.2011 г.
Октябрьская железная дорога: связующее звено между Востоком и Западом
Источник:
ТСР
В этом году Октябрьская железная дорога — старейшая магистраль на сети железных дорог России — отмечает знаковое событие — 160-летие с момента открытия регулярного движения между Санкт-Петербургом и Москвой. Этой дате предшествовала богатая история и напряженный труд десятков тысяч людей, которые строили магистраль. ОЖД расположена на территории одиннадцати субъектов Российской Федерации и обеспечивает доставку оборудования и сырья, продовольствия и топлива для всего СевероЗападного региона.
Историческая справка
Открытие регулярного движения на ПетербургоМосковской железной дороге состоялось 1 ноября 1851 года. В пределах магистрали было построено 184 моста, 69 труб и 19 путепроводов. Ширина колеи 1 524 миллиметра стала обязательной для всех железных дорог России. К моменту открытия дороги Александровским механическим заводом были построены 121 грузовой и 43 пассажирских паровоза и более 2 500 вагонов и платформ. Первый поезд находился в пути 21 час 45 минут.
8 сентября 1855 года магистраль получила название Николаевская железная дорога в честь императора Николая I.
26 января 1857 года издан указ о создании первой сети железных дорог России. Для ее сооружения образуется Главное общество Российских железных дорог.
15 декабря 1862 года на ПетербургоВаршавской железной дороге открыто регулярное движение поездов до Варшавы. Закончилось строительство, начатое еще в 1851 году после подписания 15 февраля императором Николаем I указа о строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Варшавой.
8 июня 1868 года Николаевская железная дорога передана в аренду Главному обществу Российских железных дорог сроком на 84 года.
11 сентября 1870 года была введена в строй первая магистраль в северном направлении Санкт-Петербург — Рихимяки — Финляндская железная дорога. Она строилась и эксплуатировалась Дирекцией Финляндских железных дорог.
22 октября 1870 года открыта Балтийская железная дорога, соединившая Николаевскую железную дорогу с морскими портами на Балтийском море.
2 ноября 1871 года открыта Приморская железная дорога. Длина ветви составила более 6 километров, строительство велось за счет государства. В 1875 году ветвь была передана в управление Обществу Сестрорецкой железной дороги.К 1894 году дорога имела несколько небольших линий: Новая Деревня — Сестрорецк, Раздельная — Лисий Нос, Новая Деревня — Озерки. В дальнейшем построен участок Сестрорецк — Дюны.
В 1893—1894 годы при императоре Александре III Николаевская, Балтийская и Санкт-ПетербургоВаршавская железные дороги возвращены в казенное управление и переданы в ведение Министерства путей сообщения.
В 1897 году Обществом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги построена линия Бологое — Валдай — Старая Русса — Псков протяженностью 375 километров, связавшая ранее построенные линии Сонково — Бологое (1870 г.) и Псково — Рижскую (1889 г.). Образован широтный ход магистрали Сонково — Псков с выходом к Риге.
В 1901 году Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги построило линию от Москвы до Виндавы (Вентспилса). Она стала вторым широтным ходом магистрали.
В 1902 году правительством принято решение о строительстве Олонецкой железной дороги на Петрозаводск как ответвление от строившейся тогда линии Санкт-Петербург — Вологда — Вятка.
1 августа 1904 года открыто движение по железнодорожной линии Санкт-Петербург — Витебск.
1 января 1906 года началось регулярное движение поездов по линии Обухово — Вологда — Вятка, включенной позднее в состав Николаевской железной дороги. Новая магистраль открыла путь прямым железнодорожным перевозкам от Санкт-Петербурга до Владивостока.
1 января 1907 года постановлением министра путей сообщения ПетербургоВаршавская, Балтийская и ПсковоРижская железные дороги объединены в СевероЗападные железные дороги. Эксплуатационная длина линий составила 2 716,58 километра.
3 ноября 1916 года закончилось сооружение Мурманской железной дороги, самого северного в мире железнодорожного пути. Линия протяженностью более 1 000 километров была построена за 1 год и 8 месяцев.
27 февраля 1923 года приказом №1313 наркома путей сообщения Ф. Э. Дзержинского Николаевская железная дорога переименована в Октябрьскую. С этого момента начался бурный период развития магистрали уже в советское время.
1 сентября 1929 года СевероЗападные железные дороги объединились с Октябрьской. Основные магистрали: Ленинград — Москва, Ленинград — Псков, Ленинград — Нарва слились в единое Управление Октябрьских железных дорог.
С 1931 года начал курсировать экспресс «Красная стрела». Он покрыл расстояние между Ленинградом и Москвой за десять часов.
Вклад в развитие региона
Сегодня Октябрьская железная дорога — филиал ОАО «РЖД» — одна из крупнейших в стране, имеет эксплуатационную длину 10 372,7 километра и обслуживает территорию с населением более 25 миллионов человек. В состав дороги входят шесть отделений: Московское, Санкт-Петербург-Витебское, Санкт-Петербургское, Петрозаводское, Мурманское и Волховстроевское.
Предприятие проходит этап обновления с тем, чтобы соответствовать уровню задач, поставленных перед транспортным комплексом страны Правительством РФ. Дорога удовлетворяет спрос на транспортные услуги пассажиров и крупнейших производителей промышленной продукции Санкт-Петербурга, Карелии, Кольского полуострова, Нечерноземья.
Октябрьская дорога является связующим звеном между Востоком и Западом, обеспечивает растущий международный товарообмен. В зоне обслуживания ОЖД расположены восемь пограничных переходов, из них четыре — на границе с Финляндией, по два — с Эстонией и Латвией. Главные направления магистрали — Мурманск — Санкт-Петербург — Москва и Санкт-Петербург — Кошта — важнейшие звенья международных транспортных коридоров Север — Юг и Европа — Азия. Линия Выборг — Санкт-Петербург — Москва является звеном девятого «Критского» международного транспортного коридора.
Важную роль в осуществлении внешнеторговых связей играют действующие торговые порты Санкт-Петербург, Мурманск, Витино, Выборг, Высоцк, Приморск, а также строящийся новый порт на Балтике — УстьЛуга, которые находятся в зоне обслуживания ОЖД.
Сотрудники Октябрьской магистрали решают задачи интеграции железных дорог России в мировую транспортную систему и формирования единого транспортного пространства, закрепленные концепцией «Транспортная стратегия России», принятой в 2003 году. В основу инвестиционной деятельности положена прогрессивная научнотехническая, инновационная политика по развитию железнодорожной инфраструктуры.
Стратегия развития
Предприятие вносит весомый вклад в развитие экономики СевероЗападного региона, участвуя в реформировании железнодорожной отрасли. Для этого проводятся мероприятия, направленные на повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев и пассажиров, обеспечение индивидуального дифференцированного подхода к клиентам с помощью реализации логистических принципов в управлении перевозочным процессом, развитии информационных технологий, расширении спектра транспортных услуг.
В 2011 году в рамках путевых работ на Октябрьской железной дороге планируется реконструировать 150,2 километра путей. На полигоне магистрали предстоит провести капитальный ремонт 227 километров путей, усиленный средний ремонт 110 километров, средний ремонт 53 километров, замену 423 стрелочных переводов.
Для подготовки инфраструктуры под движение высокоскоростных поездов применяются новые технологии выполнения путевых работ. На втором главном пути участка Саблино — Тосно при реконструкции опробована технология конструкций безбалластного пути.
Для выполнения путевых работ внедряется новая техника. В июле 2010 года запущена в эксплуатацию щебнеочистительная машина RM-2002, производительность которой на 30% превышает характеристики других щебнеочистительных машин, используемых на дороге. Машина необходима для производства работ на линиях Санкт-Петербург — Москва и Волховстрой — Кошта.
В декабре 2010 года на дорогу поступили три машины для укладки стрелочных переводов PEM/LEM, одно из их основных преимуществ заключается в возможности дистанционного управления всем комплексом работ одним оператором. Среди новой техники можно также отметить кюветоочистительные машины СЗП-750 и МКТ-500, машину для замены шпал «Жейсмар» МРТ-2SR; подготовлены документы на аренду с последующим выкупом машин USR и Унимат 4S.
В транспортной системе СевероЗападного региона России Октябрьской железной дороге принадлежит ведущее место — на ее долю приходится 60% грузоперевозок и 40% пассажирских перевозок. Здесь трудятся 50 698 человек.
По итогам 2010 года ОЖД перевезено 119,6 миллиона пассажиров в пригородном сообщении, 21,9 миллиона пассажиров — в дальнем сообщении и 233 миллиона тонн грузов.
0
Нравится
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.